Израильский камерный оркестр под управлением Роберто Патерностро сыграет Рихарда Вагнера в Германии, сообщает Reuters. Концерт, на котором будет исполнена симфоническая поэма "Зигфрид, идиллия", состоится в рамках открывающегося 25 июля Байрейтского фестиваля.
Узнайте больше в полной версии ➞Израильские музыканты крайне редко играют Вагнера и никогда раньше не исполняли его сочинения в Германии. Негласный запрет на исполнение сочинений этого композитора был введен еще в 1938 году, после того как в нацистской Германии начались гонения на евреев. С тех пор израильские музыканты исполняли сочинения Вагнера считанные разы.
Запрет связан с тем, что Вагнер был рьяным антисемитом, а также любимым композитором Адольфа Гитлера. Взгляды композитора известны по антисемитской статье "Иудаизм в музыке", которая была опубликована в 1850 году и служила для Гитлера источником вдохновения. В этой статье, в частности, содержалась критика в адрес Феликса Мендельсона и вообще в адрес евреев, которых Вагнер обвинял в "пагубном влиянии на немецкую культуру".
Однако, по словам Патерностро, который назвал Вагнера "великим композитором", следует "отделять человека от его творчества". "Я знаю, что в Израиле с этим не готовы примириться. Однако многие, особенно молодежь, говорили мне, что пришло время повернуться к Вагнеру лицом", - заявил дирижер. Намерения Патерностро поддержали одна из руководительниц фестиваля, правнучка композитора Катарина Вагнер, и канцлер Германии Ангела Меркель.
Как заявил газете "Гаарец" кларнетист Израильского камерного оркестра, исполнение Вагнера на Байрейтском фестивале - это только первый шаг. В дальнейшем музыканты надеются сыграть сочинения немецкого композитора в Израиле.
В 2001 году знаменитый дирижер Даниэль Баренбойм на ежегодном музыкальном фестивале в Иерусалиме сыграл отрывок из оперы Вагнера "Тристан и Изольда". Произведение было исполнено в дополнение к объявленной программе, и перед исполнением дирижер предупредил публику, сообщив, что будет играть оркестр. После этого несколько десятков человек покинули зал с криками "Фашист!" и "Проваливай!", однако фрагмент был сыгран и встречен овацией.