Астрофизики нашли неожиданно заторможенный пульсар

SXP 1062. Фото XMM-Newton

Астрономы обнаружили "заторможенные" останки сверхновой - рентгеновский пульсар, расположенный в оставшемся от взрыва облаке. Сразу две статьи, посвященные проведенному исследованию появились в журналах Astronomy and Astrophysics (здесь) и Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (здесь).

Главным объектом исследования выступал пульсар SXP 1062, расположенный на расстоянии 180 тысяч световых лет от Земли в созвездии Тукан. SXP 1062 представляет собой нейтронную звезду, сформировавшуюся после взрыва сверхновой типа Ib (гравитационный коллапс массивного ядра звезды, растерявшей перед смертью внешние слои) примерно 40 тысяч лет назад.

Пульсар входит в двойную систему, второй компонентой которой является Be-звезда - горячая звезда спектрального класса B - она, вероятно, и лишила будущую нейтронную звезду внешних слоев. В рамках работы ученые использовали данные, собранные телескопами Chandra и XMM-Newton.

По утверждению исследователей, это первый достоверный случай, когда пульсар удалось обнаружить внутри останков сверхновой, которые за прошедшее время не успели разлететься. Также они отмечают необычно низкую для столь молодых пульсаров скорость вращения - один оборот за 1062 секунды. Многие пульсары часто делают несколько тысяч оборотов в секунду.

В настоящее время исследователи разрабатывают теорию, которая могла бы объяснить либо возникновение подобных медленных пульсаров, либо столь быстрое замедление. При этом подчеркивается уникальность находки - в настоящее время известно очень мало пульсаров с периодами обращения в тысячу и более секунд.

"Наш план - максимально подробно изучить данные наблюдений в рентгеновском диапазоне, чтобы заметить даже малейшие колебания в системе, и данные в оптическом диапазоне, чтобы разобраться в свойствах звезды-компаньона", - приводит портал Space.com слова астронома из Германии Лидии Оскиновой.

Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы