"Ферми" помог найти редкую звездную систему

Компьютерная модель телескопа "Ферми". Иллюстрация NASA

Астрономы подтвердили обнаружение редкого космического объекта - двойной гамма-звезды. Статья ученых появилась в журнале Science. Основным инструментом исследования выступал орбитальный телескоп "Ферми".

Двойная гамма-звезда представляет собой систему, состоящую из обычной звезды и компактного компаньона - нейтронной звезды или черной дыры. Из-за взаимодействия двух компонент в излучении системы присутствует сильная гамма-составляющая, отличная от аналогичной составляющей в излучении других звезд. Она является следствием процессов поглощения материи черной дырой или же разгона гамма-излучения компактным компаньоном.

Объектом исследования выступала звезда 1FGL J1018.6-5856, расположенная на расстоянии примерно 22 тысяч световых лет от Земли на стыке созвездий Киля и Паруса. О том, что этот объект относится к классу двойных гамма-систем, ученые сообщали еще в прошлом году (pdf), однако только теперь им удалось получить убедительные доказательства. Раньше, например, им не удавалось идентифицировать компаньона основного светила - им оказалась нейтронная звезда.

По словам ученых, новый объект является всего лишь третьей звездой такого класса после объектов Cygnus X-3 и PSR B1259-63 (еще пара объектов - LS 5039 и LS I+61 303 - являются вероятными кандидатами на включение в этот класс). По словам ученых, новые результаты показывают, что подобные звезды могут быть широко распространены в нашей галактике.

"Ферми" (изначально получивший название GLAST) был запущен на орбиту высотой 565 километров 11 июня 2008 года. Общая стоимость проекта составляет 690 миллионов долларов, а ожидаемое время работы - 10 лет.

00:02 25 марта 2017