Световое эхо взрыва Эты Киля озадачило астрономов

Световое эхо взрыва Эты Киля (когда-то принятого за взрыв сверхновой) позволило астрономам прояснить детали этого события - оказалось, что существующие модели таких взрывов не соответствуют действительности. Статья ученых появилась в журнале Nature.

Эта Киля была открыта Галлеем в 1677 году. Многолетние наблюдения за звездой позволили установить, что ее яркость со временем менялась. Пика яркости звезда достигла в апреле 1843 года (в тот момент по звездной величине она была сравнима с самой яркой звездой ночного неба - Сириусом).

Тогда многие исследователи предположили, что Эта Киля стала сверхновой и погибла, однако, спустя некоторое время яркость звезды упала, хотя сама она не исчезла. Позже аналогичные события повторялись и этот класс астрономических явлений получил название "фальшивых сверхновых".

Согласно современным представлениям причиной роста яркости стал сброс звездой внешних слоев оболочки при достижении так называемого предела Эддингтона. Ученые проверили эту теорию, проанализировав спектр светового эха взрыва.

В результате им удалось обнаружить, что температура внешних слоев составляла всего 5000 градусов вместо положенных 7000. Сами ученые затрудняются объяснить причины столь сильного расхождения практических и теоретических данных - они предполагают, что существующие модели, скорее всего, упускают из вида некоторый важный физический процесс, который играет существенную роль в работе "фальшивой сверхновой".

Наука и техника00:0315 августа