Астрономы нашли старейшие экзопланеты

Астрономы обнаружили пару старейших экзопланет - их возраст составляет около 12,8 миллиарда лет.Для сравнения, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, а в то время, когда эти планеты образовались, Млечный Путь только начинал формироваться. Статья ученых появилась в журнале Astronomy and Astrophysics (pdf).

В рамках работы ученые искали планеты вокруг звезд с низким содержанием тяжелых элементов - считается, что такие звезды являются одними из самых старых в космосе. Когда планета движется вокруг звезды, она заставляет последнюю колебаться, что сказывается на радиальной скорости звезды.

Ученые наблюдали за большим количеством бедных металлами звезд с помощью 2,2-метрового телескопа FEROS Европейской южной обсерватории в Ла-Силье. Наблюдения проводились в период с августа 2009 года по январь 2011 года.

В результате астрономам удалось обнаружить пару планет у звезды HIP 11952. Это светило располагается на расстоянии примерно 350 световых лет от Земли в созвездии Кита. Масса звезды составляет примерно 0,8 солнечных, а возраст - 12,8 миллиарда лет (правда, с погрешностью в 2,6 миллиарда лет).

Новые планеты получили обозначения HIP 11952b и HIP 11952с. Масса первой составляет примерно три юпитерианские и она обращается вокруг своей звезды с периодом 290 дней. Масса второй почти в четыре раза меньше - 0,8 юпитерианской, - а ее период обращения составляет 7 дней. Обе планеты относятся к классу газовых гигантов.

Согласно современным моделям формирования планет, они образовались вскоре после звезды из оставшегося от формирования светила материала. Таким образом, возраст планет примерно совпадает с возрастом звезды.

По словам ученых, новое открытие интересно не только древностью обнаруженных небесных тел. В настоящее время считается, что, чем ниже содержание металла в звезде, тем меньше вероятность обнаружения вокруг нее экзопланет. Ученые полагают, что их система - важный пример, который поможет прояснить аспекты формирования планет вокруг таких звезд.

Ксения СобчакПравда?!