ESA отчиталось о полете лишайников в открытый космос

Модуль c образцами в открытом космосе на фоне Земли. Фото ESA

Исследователи подвели итог эксперимента по изучению влияния условий открытого космоса на живые организмы. Результатам исследования посвящен последний выпуск журнала Astrobiology, а некоторые выводы приводятся на сайте Европейского космического агентства.

Эксперимент, который получил название "Expose-E", проводился на борту международной космической станции с 2008 года. На ее внешней стороне был закреплен небольшой штатив с гнездами, в которых помещались образцы живых организмов, а также датчики ионизирующего излучения, термометры и другие измерительные приборы. Некоторые из образцов были частично защищены от космических лучей, другие полностью экспонировались во внешнее пространство. Разброс в дозе облучения, получаемой образцами, составлял около 70 процентов.

В космосе побывали споры бактерий Bacillus subtilis и Bacillus pumilus, семена растений, лишайники и простые аминокислоты. Образцы подвергались воздействию космических условий в течении полутора лет, а в 2009 году вернулись на Землю для анализа. Его результаты исследователи представили публике только сейчас.

Помимо данных о воздействии космического излучения на бактерий и семена растений биологи получили свидетельства необычной живучести лишайников. Эти организмы, представляющие собой симбиоз между грибами и водорослями, прекрасно пережили путешествие на орбитальную станцию. После полутора лет, проведенных на орбите, многие из них выжили и по возвращению продолжили свой рост. В космосе они подвергались сильному высушиванию и впадали в анабиоз, но, когда вновь попадали в благоприятные условия, возобновляли жизнедеятельность.

Интересно, что устойчивость к суровым условиям космоса сочетается у лишайников с требовательностью к чистоте воздуха. Она хорошо известна среди биологов и даже используется для косвенного контроля местной экологической обстановки (в городах, например, обычно лишайники не выживают).

Среди известных по другим экспериментам рекордсменов по выживанию в суровых условиях клещи, тихоходки и многие бактерии, например, Deinococcus radiodurans.

Исследование устойчивости организмов к космическим условиям имеет фундаментальный и практический научный аспект. Живучие организмы могут использоваться для подготовки к колонизации других планет, их исследования могут рассказать о границах возможной жизни и пролить свет на теории ее распространения. Кроме того, по словам представителей ESA, устойчивость лишайников к прямому солнечному свету уже заинтересовала производителей солнцезащитных кремов.

Как живется Микки-Маусу в КНДР