Новости партнеров

Россия возобновила разработку боевого лазера

Министерство обороны России заказало оборонно-промышленному комплексу возобновление работ по созданию боевых лазеров, способных поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Как пишет газета "Известия", разработкой лазеров будут заниматься концерн ПВО "Алмаз-Антей", Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева и компания "Химпромавтоматика". Работы начнутся в 2013 году.

По словам источника "Известий", ТАНТК имени Бериева возобновил работы по модернизации летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76, использовавшейся во времена СССР для отработки новых лазерных технологий. В СССР было создано два самолета, однако уцелел только один, созданный в 1991 году. Он базируется на аэродроме под Таганрогом.

Лазеры на А-60 использовались в экспериментах по ослеплению оптических головок самонаведения ракет и систем наблюдения спутников. Работы по этому проекту были приостановлены в 2011 году из-за нехватки финансирования. Оборудование с А-60 было частично демонтировано. Источник "Известий" рассказал, что сейчас финансирование возобновлено. На А-60 планируется установить оптическую установку с более мощным лазером.

Кроме того, А-60 пройдет полную модернизацию. Самолет не выполнял полетов последние два года. ТАНТК имени Бериева рассчитывает провести модернизацию А-60 в течение 2013 года. Тогда же совместно с "Алмаз-Антеем" на него будут установлены новые блоки лазерной установки 1ЛК222. Установка создана совместно "Алмаз-Антеем" и "Химпромавтоматикой". По данным компаний, в наземном варианте лазер уже готов.

Как отмечает газета, в ходе испытаний системы, получившей название "Сокол-Эшелон", которые могут начаться уже в конце 2013 года, предстоит выяснить работу лазерной установки при перепадах давления, температур и перегрузках. При этом разработчики пока не знают, какие именно самолеты будут использоваться в качестве носителей лазерного оружия - модифицированные военно-транспортные или бомбардировщики.

Создание лазера воздушного базирования, способного поражать массивные подвижные объекты, потребует разработки надежных и мощных источников энергии. Кроме того, вероятно, предстоит разработать и системы точного наведения и удержания на цели лазерного луча. Предстоит решить задачу дальности поражения целей - повышение мощности лазерного луча не гарантирует поражение цели на большом расстоянии.

Дальность зависит, в частности, от состояния атмосферы. Кроме того, в лазерном луче может возникать так называемый пробой, в разы снижающий его мощность. Наконец, при использовании мощной лазерной установки может проявляться эффект самофокусировки лазерного луча в пространстве.

Ранее США занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747-400F. В феврале 2010 года эта установка сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета, однако последующие два испытания провалились. Система состояла из химического лазера и двух менее мощных лазерных систем контроля состояния атмосферы и наведения.

В 2011 году министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей. Носитель боевого лазера в феврале 2012 года отправился на хранение на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), известной более как "Кладбище" (The Boneyard).

АПЛ К-278 «Комсомолец» на дне Норвежского моря

«Не надо ничего там бередить»

Радиация затонувшей АПЛ «Комсомолец» угрожает жизни людей. Почему ее не торопятся поднять

Самое пекло

Америка боится извержения супервулкана. Чем он грозит человечеству?

С миру по нитке

Почему самый засекреченный российский спецназ воюет в американском снаряжении