Слияние белорусского завода «МАЗ» с российским «КамАЗом» может быть нецелесообразно, если за «КамАЗом» стоят иностранцы, которые хотят закрыть белорусский завод. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Я — президент Беларуси, и я на эту бандитскую акцию, иначе не назовешь, не пойду», — цитирует слова Лукашенко агентство.
По словам президента Белоруссии, непонятно, что «МАЗ» получит от объединения. Он добавил, что у белорусского предприятия есть рынки сбыта, а его продукция не уступает продукции «КамАЗа». По мнению Лукашенко, пока целесообразно только сделать единую управляющую компанию, которая бы работала с двумя активами в течение ближайших 3-5 лет.
Процесс объединения двух производителей тяжелых грузовиков тянется с 2010 года, когда идею о слиянии высказали в госкорпорации «Ростех», акционере «КамАЗа». Изначально предполагалось, что компании могут просто обменяться акциями, но в Белоруссии от такой схемы отказались.
После этого решено было создать совместное предприятие «Росбелавто», куда планировалось внести акции двух компаний. В 2012 году была проведена оценка активов, в результате которой выяснилось, что «МАЗ» стоит 1,6 миллиарда долларов, «КамАЗ» — 2,5 миллиарда. В СП планировалось внести 49,9 процента «КамАЗа» и 75 процентов — «МАЗа», чтобы стороны получили по 50 процентов проекта. Пока сделка так и не состоялась.
В начале апреля первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что график реализации проекта «МАЗ»-«КамАЗ» утвердят в ближайшее время, но никакой дополнительной информации об одобрении сделки не сообщалось.
«КамАЗ» принадлежит «Ростеху» только на 49,9 процента. Другими крупными акционерами компании являются Avtoinvest Limited, немецкий концерн Daimler, а также Европейский банк реконструкции и развития. Акции «КамАЗа» торгуются на бирже.