Хотите видеть только хорошие новости?

Астрономы обнаружили в архиве вспышку сверхновой

Место вспышки на двух снимках, сделанных в разное время

Астрономы описали вспышку сверхновой, которая произошла еще в 2005 году, но не была замечена из-за слишком большого расстояния. Ученые нашли сверхновую при изучении архивных снимков, полученных в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey; подробности приведены в препринте статьи, принятой к публикации журналом The Astrophysical Journal.

Несмотря на то, что вспышка давно погасла и остатки взрыва в принципе невозможно рассмотреть в существующие телескопы, исследователи получили из архива достаточно много информации. Им удалось определить тип галактики, где произошел взрыв: это неправильная галактика, напоминающая Большое Магеланово облако. Ученые выяснили и то, как менялась яркость света на протяжении месяца, что, в свою очередь, позволило определить и тип вспышки.

По кривой затухания вспышка достаточно близка к вспышке SN2007bi (цифры в названии обозначают год фиксации). SN2007bi примечательна как повышенной яркостью, так и тем, что она возникла при коллапсе звезды с очень большой массой, вплоть до 200 солнечных. Новая вспышка, как считают исследователи, была связана не с коллапсом звезды, а со взрывом магнетара. На сегодня у астрономов не так много свидетельств экстремально ярких сверхновых, поэтому авторы новой работы рассчитывают уточнить свои представления о природе подобных вспышек по мере накопления данных.

Обзор неба, который позволил ученым получить информацию о сверхновой, носит название Слоановского цифрового небесного обзора, SDSS. В рамках этого проекта, первая фаза которого была запущена еще в 2000 году, широкоугольный телескоп с диаметром зеркала 2,5 метра автоматически снимает ночное небо. Матрицы общим размером в 120 мегапикселей каждую ночь добавляют около 200 гигабайт данных, которые затем систематизируются и выкладываются в открытый доступ.

На основе этих снимков астрономы могут, например, проводить предварительное изучение объектов, которые затем будут исследоваться при помощи больших телескопов (как правило, с очень плотным графиком работы и высокой ценой наблюдений). Кроме того, SDSS применяется для статистических исследований, где важен как можно больший охват различных объектов. Для поиска и классификации галактик, попавших на изображения SDSS организован специальный любительский проект Galaxy Zoo, участники которого смогли обнаружить ранее неизвестный ученым тип галактик. В 2009 году телескоп обсерватории в Нью-Мексико, используемый для проекта SDSS, признали самым важным для науки телескопом года.

Лица не увидать
Пользовательницы Instagram посвящают аккаунты своим пятым точкам
Асаны с бутылкой
Пиво, ругань и козлы делают йогу лучше
Дональд Трамп с женой Меланией и моделью Хайди Клум в 2008 годуБойкот по-голливудски
На инаугурации Трампа не будет звезд?
Пернатый премиум-класса