Астрономы обнаружили в архиве вспышку сверхновой

Место вспышки на двух снимках, сделанных в разное время

Астрономы описали вспышку сверхновой, которая произошла еще в 2005 году, но не была замечена из-за слишком большого расстояния. Ученые нашли сверхновую при изучении архивных снимков, полученных в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey; подробности приведены в препринте статьи, принятой к публикации журналом The Astrophysical Journal.

Несмотря на то, что вспышка давно погасла и остатки взрыва в принципе невозможно рассмотреть в существующие телескопы, исследователи получили из архива достаточно много информации. Им удалось определить тип галактики, где произошел взрыв: это неправильная галактика, напоминающая Большое Магеланово облако. Ученые выяснили и то, как менялась яркость света на протяжении месяца, что, в свою очередь, позволило определить и тип вспышки.

По кривой затухания вспышка достаточно близка к вспышке SN2007bi (цифры в названии обозначают год фиксации). SN2007bi примечательна как повышенной яркостью, так и тем, что она возникла при коллапсе звезды с очень большой массой, вплоть до 200 солнечных. Новая вспышка, как считают исследователи, была связана не с коллапсом звезды, а со взрывом магнетара. На сегодня у астрономов не так много свидетельств экстремально ярких сверхновых, поэтому авторы новой работы рассчитывают уточнить свои представления о природе подобных вспышек по мере накопления данных.

Обзор неба, который позволил ученым получить информацию о сверхновой, носит название Слоановского цифрового небесного обзора, SDSS. В рамках этого проекта, первая фаза которого была запущена еще в 2000 году, широкоугольный телескоп с диаметром зеркала 2,5 метра автоматически снимает ночное небо. Матрицы общим размером в 120 мегапикселей каждую ночь добавляют около 200 гигабайт данных, которые затем систематизируются и выкладываются в открытый доступ.

На основе этих снимков астрономы могут, например, проводить предварительное изучение объектов, которые затем будут исследоваться при помощи больших телескопов (как правило, с очень плотным графиком работы и высокой ценой наблюдений). Кроме того, SDSS применяется для статистических исследований, где важен как можно больший охват различных объектов. Для поиска и классификации галактик, попавших на изображения SDSS организован специальный любительский проект Galaxy Zoo, участники которого смогли обнаружить ранее неизвестный ученым тип галактик. В 2009 году телескоп обсерватории в Нью-Мексико, используемый для проекта SDSS, признали самым важным для науки телескопом года.

Маэстро, урежьте марш
Большая семерка и НАТО — не «концерт держав», а оркестр
Manchester Arena incident Police at Manchester Arena after reports of an explosion at the venue during an Ariana Grande gigКровь Манчестера
Что известно о взрыве, унесшем жизни минимум 22 человек
The library at Holland House in Kensington, London, extensively damaged by a Molotov 'Breadbasket' fire bombВзорвать Британию
Соединенное Королевство уже 48 лет ведет необъявленную войну с бомбистами
Дональд ТрампТанцы с саблями
Президент США с удовольствием и пользой провел время в ваххабитском королевстве
US former President Barack Obama and his wife Michelle walk during their visit to Siena, Tuscany region, Italy, Monday, May 22, 2017. The Obamas arrived in Tuscany last Friday for a six-day holiday. (Fabio Di Pietro/ANSA via AP)
комментарии:
На свободу с чистой совестью
Новая жизнь Обамы и его семьи — еще лучше прежней
Бьюти-блогер Shaaanxo Макияж с шестью нулями
Красивый бизнес по-женски: как заработать миллионы на пудре и помадах
Памела Андерсон на Каннском фестивалеПамела, которую мы потеряли
Звезда «Спасателей Малибу» и другие знаменитости, очарованные ботоксом
Трое — не толпа
Как живется в любовном союзе, если в нем больше двух человек
Тест-драйв японского брата «Дастера»
Как Nissan Terrano стал еще ближе к Renault Duster
15 машин на реактивной тяге
90-летняя история автомобилей с двигателями от самолетов и ракет
«Фольксвагены» мечты
Пять кастомных концептов VW для покорения США
Хороший, плохой, злой
Q50S, 340i и AMG C 43 мощностью 1100 лошадиных сил. Разум или безумие?