Найден хвостатый вирус-уничтожитель сибирской язвы

Вирус  vB_BanS-Tsamsa под электронным микроскопом
Вирус vB_BanS-Tsamsa под электронным микроскопом

Ученые из Германии, Швейцарии и США обнаружили в Африке новый вид бактериофагов, который уничтожает возбудителя сибирской язвы — Bacillus anthracis. Описание необычно большого хвостатого вируса, получившего имя Цамса, опубликовано в журнале PLoS ONE.

Источником Цамса стали трупы зебр, найденные авторами в национальном парке Этоша на территории Намибии. Вирус относится к группе хвостатых фагов, Caudovirales. Одной из ключевых особенностей Цамса-фага стало наличие необычно длинного хвоста. Его размер достигает почти 440 нанометров, при том, что само тело вируса (капсид) в пять раз меньше.

Ученым удалось получить препарат вируса и прочитать его ДНК. Размер генома составил 168876 оснований, что довольно много для бактериофагов, хотя и значительно меньше, чем геном гигантских вирусов вроде мими- или пандоравирусов. ДНК вируса кодирует белок (gp217), который, связываясь с мембраной возбудителей сибирской язвы, приводит к разрушению клетки. Помимо Bacillus anthracis, фаг связывается также с возбудителями менее опасных болезней, Bacillus cereus и Bacillus thuringiensis.

Основным носителем сибирской язвы являются копытные: лошади, ослы, козы, антилопы. Заражение происходит во время поедания спор, которые долгое время способны сохраняться жизнеспособными в траве. Человек заражается сибирской язвой при поедании мяса или при разделке зараженных туш. Споры сибирской язвы являются одним из самых опасных агентов для создания биологического оружия. Его применение (или утечка) обычно приводит к легочной форме инфекции, для которой характерно молниеносное развитие и почти 90-процентная смертность.

Смерть вождя