Астрономы впервые рассмотрели облачные узоры на коричневом карлике

Карта поверхности коричневого карлика Луман 16B

Астрономы составили первую подробную атмосферную карту коричневого карлика. Статья (.pdf) ученых появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводится на сайте Европейской южной обсерватории, сотрудники которой принимали участие в работе.

Объектом исследования выступал карлик WISE J104915.57-531906.1B (также известный как Луман 16B). Он располагается на расстоянии 6 световых лет в созвездии Паруса. Карлик был открыт в 2013 году астрономом Кевином Луманом. Луман 16B был открыт в паре с другим коричневым карликом - вместе они считаются ближайшими к Земле объектами в своем классе и сейчас активно изучаются астрономами.

Для работы ученые использовали спектрограф CRIRES, установленный на телескопе VLT. С его помощью ученые анализировали спектр излучения карлика и его яркость. Из-за вращения объекта темные пятна на его поверхности сказываются на яркости, а спектр позволяет уточнить, как именно такие пятна «движутся» - например, удаляются от наблюдателя на Земле или, наоборот, приближаются к нему.

На основе собранных данных была создана карта светлых и темных пятен в атмосфере коричневого карлика. Один из авторов работы, Иан Кроссфельд заявил, что в будущем «экзометеорологи смогут, вероятно, даже предсказывать погоду» на Лумане 16B. До недавнего времени наличие у коричневого карлика полноценной «погоды» считалось недоказанной гипотезой.

Коричневые карлики - это небесные тела, занимающие промежуточное положение между планетами и звездами. С одной стороны их масса настолько велика, что в ходе гравитационного коллапса внутри них происходят термоядерные реакции синтеза. С другой стороны, массы карликов оказывается недостаточно для того, чтобы запустить реакцию превращения водорода в гелий, которая питает звезды энергией.

Ростов-на-огне: в городе горят десятки домов