Ученые измерили вращение пульсара

Астрономы США, Австралии и Нидерландов провели измерения параметров вращения пульсара с точностью, превышающей предыдущий анализ в миллион раз. Авторы опубликовали исследование в журнале MNRAS, кратко с ним можно ознакомиться на сайте коллаборации CAASTRO.

В своей работе ученые использовали искажения импульсов пульсара при прохождении его излучения через пространство между звездами и галактиками, представляющее собой сильноразреженную среду заряженных частиц. Анализируя отдельные искажения от излучения объекта, астрофизикам удалось реконструировать динамику потоков его излучения в целом.

Для пульсара B0834+06 авторы обнаружили, что объем пространства излучения звезды меньше, чем предполагалось ранее, и, вероятно, расположен ближе к ее поверхности. Ученые сравнили достигнутую ими точность измерений с точностью, при которой с Земли можно различить двойную структуру молекулы ДНК, расположенной на Луне.

Считается, что пульсары представляют собой быстровращающиеся нейтронные звезды, линии магнитного поля которых наклонены к оси вращения звезды. Такие объекты являются источниками узконаправленного сильного излучения, из-за вращения звезды фиксируемое внешним наблюдателем в виде периодических импульсов. В зависимости от длины волны излучения различают радиопульсары, рентгеновские и оптические пульсары. В случае рентгеновского пульсара излучение происходит за счет аккреции вещества звезды-спутника, тогда как радиопульсар излучает собственную энергию.

Из-за малых размеров нейтронных звезд (около одного или нескольких километров) для их наблюдения используют высокоточные телескопы. В своем исследовании ученые использовали радиоинтерферометрию со сверхдлинными базами. Такой метод задействует сразу несколько телескопов, расположенных на значительных расстояниях (тысячах километров) друг от друга.

Механизм излучения пульсаров до сих пор, с момента открытия в 1967 году первого радиопульсара PSR J1921+2153 в созвездии Лисички, остается неясным. В своей работе астрономам удалось улучшить точность определения параметров вращения пульсара в миллион раз по сравнению с предыдущими результатами исследований.

Kurdish Peshmerga forces guard their position at Omar Khaled village near Tal Afar, west of Mosul August 24, 2014. Peshmerga forces intensified their defences in the southern parts of the oil-rich city of Kirkuk on Saturday, defending ramparts just a few hundred metres away from Islamic State militants.Боевой народ