Финансовые кризисы начнут предсказывать по головному мозгу инвесторов

Эксперимент американских ученых показал, что в любой ситуации финансовой игры между инвесторами возникают (и лопаются) спекулятивные пузыри — ажиотажная спекуляция товарами или ценными бумагами по завышенным ценам. Спрос на такие активы растет до тех пор, пока цены не упадут, а инвесторы не понесут огромные убытки. Но американские исследователи сделали еще одно открытие: по возбуждению определенного участка мозга у благоразумных трейдеров можно предсказать, когда лопнет спекулятивный пузырь. Свои выводы ученые представили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Заведующий лаборатории нейровизуализационных исследований человека при Виргинском технологическом институте Рид Монтегю (Read Montague) пригласил 320 добровольцев поиграть на виртуальной бирже. В каждом из 16 сеансов участвовали от 11 до 23 человек, причем их мозг сканировали одновременно методом магнитно-резонансной томографии.

Ученые не ожидали, что спекулятивный пузырь будет надуваться в каждой игре: вдруг начнет расти спрос на некие виртуальные активы, инвесторы бросятся их скупать, цена будет взлетать все выше и выше, а потом обрушится.

Но больше их поразило другое. В финансовых спекуляциях выделяют три типа инвесторов. Первые агрессивно скупают «перегретые» активы, надеясь продать их по еще большей цене; третьи — предусмотрительные инвесторы, очень осторожно участвующие в надувании пузыря; и промежуточный тип. В итоге, когда пузырь сдулся, максимальная прибыль остается у третьей группы, а минимальная – у первой.

Эксперимент показал, что во время игры на виртуальной бирже у авантюристов и осмотрительных инвесторов активизируются различные участки мозга. У агрессивных, импульсивных трейдеров работало прилежащее ядро — группа нейронов в вентральной части стриатума. Это ядро является важной частью мезолимбического пути, участвующего в механизмах удовольствия, смеха, зависимости, агрессии.

А у осторожных инвесторов, извлекающих высокие прибыли из своей деятельности, работала прежде всего передняя часть островковой доли (участок коры больших полушарий, который активизируется во время неприятных физических ощущений и эмоциональных состояний).

И перед самым крахом, когда пузырь надувался до максимальных размеров, а островковая доля у осторожной группы начинала работать с наибольшей интенсивностью, эти инвесторы начинали избавляться от «перегретых» активов — как счастливчики, продавшие свои акции МММ перед самым обрушением этой финансовой пирамиды в июне 1994 года.

Итак, активизация островковой доли у большой группы трейдеров может стать настоящим сигналом раннего оповещения о надвигающемся крахе, заключают исследователи.

«Один анализ колебаний курса ценных бумаг не позволяет спрогнозировать финансовые кризисы. Нейропсихология может дать новый мощный инструмент для такого рода прогнозов», — отмечает коллега Монтегю, экономист Колин Камерер (Colin Camerer).

«Большевистская сволочь хотела грабить и держаться у власти»
Почему советские люди беспомощны и слабовольны
Участница XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в СочиПопали в сеть
Фестиваль молодежи и студентов в Сочи связал десятки тысяч людей со всего мира
Вас здесь не лежало
За что стоит воевать в российских больницах
Без бумажки ты...
Почему российским автолюбителям придется пройтись по судам
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Тайное оружие наркобаронов
У них есть танки, суперкомпьютеры и беспилотники
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали