У друзей нашлось множество общих генов

Первое в мире общегеномное исследование корреляций в генотипе между друзьями показало, что гены люди делят не только с родственниками: у друзей общего ДНК больше, чем у незнакомцев — в среднем на уровне пятиюродных братьев. Кроме того, люди дружат с теми, кто более-менее похоже воспринимает запахи, но чей иммунитет «направлен» на разные болезни. Видимо, эти факторы повышали шансы первобытных сообществ на выживание. Новое исследование представлено в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а вкратце с ним можно ознакомиться на сайте Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Ученые проанализировали почти полтора миллиона однонуклеотидных полиморфизмов (снипов) — маркеров генетической изменчивости — у 1932 человек, участников знаменитого Фрамингемского исследования сердца. Этот проект долгосрочного медицинского мониторинга стартовал еще в 1948 году в небольшом (около семидесяти тысяч жителей) городке в штате Массачусетс. Сейчас в проекте участвует уже третье поколение фрамингемцев. По словам авторов статьи, это единственное исследование, где собирается как информация о дружеских отношениях, так и генетические данные.

Ученые убрали из своей выборки друзей, которые одновременно были дальними родственниками, — были отобраны только друзья, биологически совершенно чуждые друг другу. Наконец, чтобы избежать ложного срабатывания (вероятности того, что общие гены у друзей зависят не от фактора дружбы, а от других параметров), они подключили к сравнению генотипы совершенно незнакомых людей.

Выяснилось, что друзья в среднем биологически близки, примерно как родственники в пятом колене (то есть прапраправнуки одной пары), — на уровне одного процента общих генов. Больше всего таких генов в группах, связанных с обонянием (они у друзей похожи) и с иммунитетом. Во втором случае они, напротив, отличаются больше, чем в среднем по популяции: то есть генотипы друзей защищают их от разных болезней. Эволюционные преимущества такого явления очевидны: в небольшой общине проще противостоять эпидемиям, если ее члены не поддаются их атаке одинаковым образом.

Менее понятны причины сходства обонятельных генов. Вероятно, по запаху людям легче отличать своих от чужих (это универсальный механизм различения). Или же любовь к определенным ароматам приводит людей в одни и те же места, где им проще завязать знакомство.

Но самое интересное, по мнению авторов, в том, что общие гены друзей эволюционируют быстрее прочих: возможно, этим частично объясняется ускорение истории человечества в последние 30 тысяч лет, когда социальная среда (и дружеские связи как один из ее компонентов) стала одной из движущих сил эволюции.

Двигатели Blue Origin