На Большом адронном коллайдере протестировали два основных детектора

На Большом адронном коллайдере (БАКе) провели пуск пучков для тестирования детекторов двух основных экспериментов — LHCb (Large Hadron Collider beauty experiment) и ALICE (A Large Ion Collider Experiment). Об этом сообщается на сайте Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРНа).

В ходе испытаний частицы прошли 10 из 27 километров (три из восьми секторов) ускорительного кольца БАКа. При этом за протонами и ионами следили детекторы, работу которых и проверяли ученые. Как отметили специалисты, тестирование прошло с большим успехом, однако при этом было выявлено несколько проблем. Их исследователи надеются устранить к 23 марта 2015 года, когда начнется масштабный перезапуск коллайдера, и пучок частиц прогонят по всему кольцу ускорителя.

В БАКе перед вхождением в основное разгонное кольцо частицы (протоны и ионы) разгоняются на предускорителях. Так, в протонном синхротроне адроны приобретают энергию в 26 гигаэлектронвольт и попадают в протонный суперсинхротрон (с длиной кольца, равной примерно семи километрам), где разгоняются до энергий в 450 гигаэлектронвольт.

Только потом частицы поступают в основное разгонное кольцо, где ускоряются до столкновений у четырех основных детекторов — ALICE, ATLAS (A Toroidal LHC ApparatuS), CMS (Compact Muon Solenoid) и LHCb. Именно коллаборации со второго и третьего экспериментов сообщили об открытии бозона Хиггса.

В ходе эксперимента ALICE ученые сталкивают тяжелые ионы. Это позволяет получать четвертое состояние вещества — кварк-глюонную плазму. Как считается, на ранних этапах эволюции Вселенной материя находилась именно в такой фазе.

Коллаборация LHCb (и одноименный эксперимент) занимается исследованиями взаимодействий b-кварков. Это необходимо для исследования асимметрии между материей и антиматерией.

Коллайдер был остановлен 14 февраля 2013 года, а после его двухлетней модернизации и ожидаемого перезапуска в марте 2015-го ученые собираются сконцентрироваться на поисках частиц темной материи, следов суперсимметрии и дополнительных пространственных измерений.

БАК — крупнейшая в мире ускорительная установка. Она расположена в ЦЕРНе на границе Франции и Швейцарии. В 2012 году специалисты этой организации сообщили об открытии частицы со свойствами бозона Хиггса.

Еще раньше, в первой половине 1980-х годов, на протонном суперсинхротроне физики открыли W±- и Z0-бозоны. Как и хиггс, они являются фундаментальными в Стандартной модели физики элементарных частиц.

00:01 29 апреля 2017