Журнал Businessweek обвинил российскую антивирусную «Лабораторию Касперского» (ЛК) и ее основателя Евгения Касперского в работе на российские спецслужбы и в их интересах.
Узнайте больше в полной версии ➞«Компания, которая защищает вас в интернете, имеет близкие связи с русскими шпионами», — так называется статья Businessweek, посвященная ЛК. Как пишут авторы статьи Кэрол Мэтлок, Майкл Райли и Джордан Робертсон, в 2012 году антивирусная компания совершила стратегический разворот: прежде она активно нанимала иностранных топ-менеджеров и готовилась к IPO на западе, а потом все руководство заменили на россиян со связями в спецслужбах.
Сейчас некоторые из руководителей ЛК помогают вести расследования ФСБ с помощью данных, которые компания получает от 400 миллионов пользователей антивируса Касперского во всем мире, пишет журнал со ссылкой на шестерых бывших и нынешних анонимных сотрудников российской компании. По их данным, раз в неделю глава компании Евгений Касперский ходит в баню в компании из 5-10 человек, в том числе сотрудниками российских спецслужб.
Касперский отрицает, что походы в сауну носят рабочий характер: «Когда я иду в баню, я иду к друзьям». Он говорит, что антивирусные программы не собирают данные владельцев компьютеров, а ему самому нет никакой нужды демонстрировать лояльность президенту России Владимиру Путину. «Я неподходящая фигура для разговоров о российских реалиях, потому что я живу в киберпространстве», — заверил интернет-предприниматель.
Однако ЛК намного активнее выпускает отчеты о работе хакеров-шпионов из США, Израиля и Великобритании и закрывает глаза на российских шпионов в интернете, пишет Businessweek. В феврале ЛК опубликовала детальный рапорт о хакерах из Equation Group, которые охотились за пользователями из России, Ирана и Пакистана — аналитики связывают эту группу с Агентством национальной безопасности (АНБ) США. Про российскую шпионскую программу Sofacy отчет выпустила не ЛК, а американская компания FireEye. Эта программа атаковала компьютеры НАТО и министерства иностранных дел восточноевропейских стран.
По версии авторов статьи, сейчас все серьезные компании в сфере компьютерной безопасности в США сотрудничают с американскими властями так же, как ЛК — с российскими. При этом тесные связи с правительствами могут осложнить компаниям продажи программ на параноидальном рынке компьютерной безопасности, считает ведущий аналитик по безопасности и управлению рисками аналитической компании Forrester Research Рик Холланд (Rick Holland).
Статья Businessweek основана на выдуманных фактах и вводит в заблуждение, а ее утверждения не обоснованы, заявили «Ленте.ру» в пресс-службе «Лаборатории Касперского». В компании утверждают, что отчеты о киберугрозах публикуются сразу после того, как эксперты удостоверятся в том, что все сделанные выводы подкреплены точными фактами, и не делят вредоносное ПО на «хорошее» или «плохое».
ЛК выпустила одиннадцать отчетов о деятельности групп хакеров-разработчиков шпионского ПО, которые используют русский язык — и потому нельзя утверждать, что она интересуется только американцами и израильтянами, утверждают в пресс-службе компании. Например, в 2013 году российская фирма первой описала вирус Red October — шпионскую программу, разработчики которой могли действовать в интересах России — они использовали русский язык, а среди объектов слежки — документы НАТО.
Все эти разоблачения пока не вредили бизнесу ЛК в разных странах мира, рассказывал РБК Касперский в декабре 2014 года. «У нас есть клиенты и партнеры во всех странах, и мы нигде не почувствовали серьезной враждебности, даже на Украине», — сказал тогда бизнесмен.
Касперский основал ЛК вместе с выходцами из компьютерной компании КАМИ в 1997 году. По данным на 29 октября 2014 года, основные акционеры компании — сам Касперский (80,08 процента), Алексей Де-Мондерик (11,59 процента) и Вадим Богданов (7,287 процента). Выручка ЛК за 2013 год составила 653,3 миллиона долларов, чистая прибыль — 16,6 миллиона долларов