На Земле нашли все гигантские ударные кратеры

Озеро Эльгыгы́тгын (Чукотка) на месте ударного кратера

На Земле нашли всего 128 кратеров от ударов гигантских метеоритов, утверждают авторы статьи в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Геофизики Штефан Гергартен (Stefan Hergarten) и Томас Кенкманн (Thomas Kenkmann) из Фрайбургского университета взяли данные о частоте падений астероидов и о скорости эрозионного разрушения земной коры, а затем сопоставили теоретическую картину распределения кратеров по поверхности Земли с реальными данными геологов. Оказалось, что в науке учтены все возможные случаи появления кратеров с диаметром более шести километров.

Эти результаты должны внушать оптимизм, считает Гергартен: несмотря на удивительно невысокую цифру (на Марсе астероиды оставили около 300 тысяч кратеров), поиск крупных объектов завершен и охотникам за кратерами стоит переключиться на мелкие. На Земле осталось примерно 350 неизвестных кратеров 0,25-6 километров в диаметре, уверен ученый.

Выкладки немецких геофизиков подтверждаются фактами: в последние годы, несмотря на прогресс в сфере дистанционного зондирования, кратеры обнаруживают все реже. В 2014 году американские геологи, пользуясь другой методикой, заявили, что найдены и все возможные кратеры диаметром от 85 километров.

Однако новое исследование посвящено исключительно кратерам на поверхности планеты. Известно как минимум 60 таких объектов, погребенных под плотным слоем почвы, камней, донных отложений — и среди них знаменитый Чиксулуб в Мексиканском заливе, след от удара астероида, который мог погубить динозавров. Учет «скрытых» кратеров еще далек от завершения.

Пусть полетает