Новости партнеров

У хищных микроорганизмов нашли точные копии глаз животных

Ученые нашли у одноклеточных организмов планктона настоящий глаз, по своей структуре мало чем отличающийся от глаз животных. Океанологи раньше принимали этот орган хищных простейших за останки животного, съеденного этими микроорганизмами. Об открытии сообщается в журнале Nature.

Канадские исследователи продемонстрировали, что оцеллоид (глазоподобная структура) у динофлагеллят из группы варновиид (Warnowiid) состоит из органелл, напоминающих элементы глаза животных — хрусталик, роговицу, зрачок и сетчатку. Под микроскопом ученые рассмотрели, что мощную линзу окружают митохондрии (эти поставщики энергии внутри клетки приняли форму роговицы), а сетчатка выстроена из пластид, унаследованных от красных водорослей, древних симбионтов варновиид. У водорослей, как и у других растений, пластиды отвечают за извлечение энергии из солнечного света — в оцеллоиде же они перестроились на обнаружение света.

Функции оцеллоида науке пока неизвестны. Однако новая функция пластид заставляет предположить, что эти органы позволяют динофлагеллятам выслеживать добычу: они фиксируют, как меняется преломление света при его прохождении сквозь прозрачную «дичь». После этого хищнику становится понятно, в каком направлении двигаться.

«Внутренняя организация сетчатого тела напоминает поляризационные светофильтры на линзах камер и пленку на солнечных очках — это сотни мембран, выложенных параллельными рядами», — рассказывает соавтор статьи Брайан Леандер (Brian Leander).

Новое исследование демонстрирует экстремальный случай конвергентной эволюции: глазоподобные структуры возникли у животных и простейших независимо друг от друга, но с одной целью — определять интенсивность и направленность света.

«Понятия единого народа не существовало»

Союз с Россией помог Украине выжить. Но за это пришлось платить столетиями

«Предки славян кочевали по долинам рек»

Толпы дикарей изменили карту Европы и ход истории. Может ли это повториться?