Астрофизик определил массу самой тяжелой черной дыры

Астрофизик Эндрю Кинг из Великобритании определил максимально возможную массу сверхмассивной черной дыры. Результаты своих исследований автор опубликовал на сайте arXiv.org, а кратко о них сообщает New Scientist.

Согласно оценке астрофизика, одиночная сверхмассивная черная дыра не может быть тяжелее 50 миллиардов солнц. Иметь большую массу она может только в результате прямого падения в нее звезд или столкновения с другими черными дырами.

В настоящее время обнаруженные кандидаты в сверхмассивные черные дыры не тяжелее 40 миллиардов солнц. Такие объекты, как правило, расположены в большинстве активных центров крупных галактик. Они, по мнению ученых, оказывают определяющее влияние на эволюцию крупных звездных систем.

В частности, в центрах Млечного Пути и Туманности Андромеды расположены сверхмассивные черные дыры, которые, по оценкам исследователей, примерно через четыре миллиарда лет сольются в одну.

В 1916 году немецкий математический физик Карл Шварцшильд нашел первое решение уравнений общей теории относительности. Оно описывает гравитационное поле, созданное центрально-симметричным распределением масс с нулевым электрическим зарядом.

Это решение содержало так называемый гравитационный радиус тела, определяющий размеры объекта со сферически-симметричным распределением материи, который не способны покинуть фотоны (движущиеся со скоростью света кванты электромагнитного поля).

Определенная таким образом шварцшильдова сфера тождественна понятию горизонта событий, а массивный ограниченный ею объект — черной дыре. Большинство черных дыр, между тем, являются вращающимися и имеют электрический заряд.

Борис Ельцин«Это было время, когда делились огромные богатства»