Ни один из иранцев, освобожденных из американских тюрем в ходе обмена заключенными, не захотел возвращаться в Иран. Об этом сообщает ABC News со ссылкой на чиновников, знакомых с ходом переговоров.
Узнайте больше в полной версии ➞Обе стороны условились, что направят выпущенных заключенных в Женеву. Швейцария является нейтральной страной, которая на протяжении многих лет действовала как дипломатический посредник между США и Ираном.
В воскресенье, 17 января, с военной базы в Тегеране взлетел швейцарский самолет, на борту которого были трое освобожденных заключенных-американцев — журналист Джейсон Резаян, бывший морской пехотинец Амир Хекмати и христианский пастор Саид Абедини.
В тот же день с восточного побережья США должен был отправиться самолет с семью ирано-американцами, выпущенными из тюрьмы. Но ни один из них не сел на борт. Сам самолет взлетел, так как в любом случае должен был выполнить рейс, чтобы перевезти освобожденных из Ирана на второй дистанции их маршрута.
Шесть из семи помилованных — лица с двойным гражданством США и Ирана. Они были осуждены либо обвинялись в совершении преступлений, связанных с продажей высокотехнологичного оборудования в Иран в обход эмбарго. При этом у многих из них есть семьи, живущие в Соединенных Штатах.
В свою очередь, один из пяти американцев, освобожденных иранскими властями, Носратулла Хосрави-Рудсари, решил не покидать Иран. Причина этого пока неизвестна. Мэтью Триветчик, американец, ранее задержанный в Иране, после того как был выпущен, полетел домой на коммерческом рейсе.
16 января Тегеран освободил четырех граждан США, также имевших иранское гражданство, в том числе журналиста The Washington Post Резаяна. Позднее стало известно, что на свободу также отпущен американский студент Триветчик. В ответ Вашингтон должен был освободить семерых иранцев. Кроме того, США отозвали из Интерпола запросы на задержание 14 граждан Исламской республики.
Поздно вечером в тот же день США и Евросоюз объявили о снятии с Ирана санкций, наложенных из-за ядерной программы Тегерана. Решение было принято на основании заключения МАГАТЭ, подтвердившей факт выполнения всех требований для имплементации условий ядерной сделки.