Радиоактивный элемент оказался участником зарождения Солнечной системы

Фрагмент метеорита

Астрофизики из Чикагского университета доказали, что кюрий (тяжелый элемент, сейчас его могут только синтезировать искусственным образом) присутствовал на самом древнем этапе развития Солнечной системы. Об этом свидетельствуют керамические включения в одном из метеоритов. Об открытии сообщается в журнале Science Advances.

Открытый в 1944 году кюрий является крайне недолговечным элементом: период полураспада искусственного (получаемого бомбардировкой плутония ядрами атомов гелия) кюрия-242 составляет 162 дня. Даже у природного кюрия-247 период полураспада равняется 15,6 миллиона лет.

Существует гипотеза, что мощные взрывы звезд в первые миллионы лет существования Вселенной сопровождались выбросами кюрия. Однако проверить ее крайне сложно: весь этот кюрий давно должен был превратиться в уран-235. Образцы этого элемента делают невозможным определить, где продукт распада кюрия, а где просто уран-235.

На помощь астрофизикам пришел метеорит «Любопытная Мари» (Curious Marie), названный в честь Марии Склодовской-Кюри. Он содержит керамическое включение (инклюзию), состоящее главным образом из кальция и алюминия. Присутствует в инклюзиях такого типа и уран, но в настолько малых количествах, что рост его объема даже на шесть процентов может объясняться только «кюрийным» происхождением этого вещества.

Далее, опираясь на данные по метеориту, ученые рассчитали объем кюрия в ранней Солнечной системе и сравнили его с другими тяжелыми элементами (йодом-129 и плутонием-244). Астрофизики считают, что все эти изотопы могли появиться одновременно, в рамках одних и тех же процессов внутри звезд.

Другой мир

Какой была бы Россия без большевиков и советской власти

За что боролись
СПИД из Донбасса атаковал Украину. Эпидемия уже началась
Другой мир
Какой была бы Россия без большевиков и советской власти
На колени!
Новая ядерная стратегия США угрожает России
Тест: что ты знаешь про «Гелик»?
Сложные вопросы про самый одиозный внедорожник в мире