Бесхвостый протопаук поведал о пользе паутины

Ископаемое членистоногое, древний родственник пауков, указало ученым на то, что именно способность свивать паутину обеспечила эволюционный успех арахнид. Об этом сообщается в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Палеонтологи работали с окаменелостями неизвестного животного, обнаруженного около Монсо-ле-Мин (восток Франции). Существо возрастом 305 миллионов лет и шириной 2 сантиметра, обладающее восемью конечностями и крупными клыками, оказалось ближайшим и древнейшим родственником паукообразных. Назвали его Idmonarachne brasieri — в честь Идмона (отца Арахны) и погибшего в автокатастрофе оксфордского биолога Мартина Брэзира.

С помощью компьютерной томографии ученые построили трехмерную цифровую модель животного. Оказалось, что у Idmonarachne brasieri отсутствует прядильный аппарат, благодаря которому пауки плетут паутину. Не было у существа и хвостоподобного отростка, присутствующего у других древних арахнид (вроде Attercopus): благодаря этому «хвосту» они могли в ограниченном объеме вырабатывать паутину — только для того, чтобы отмечать путь от дома или украшать его.

Иными словами, Idmonarachne brasieri заполняет важную лакуну в реконструкции эволюции паукообразных: у него уже есть характерные ножки и челюсти, но нет прядильного аппарата. «По ходу эволюции пауки потеряли "хвост". Как оказалась, есть целая группа паукообразных, которая утратила его, но еще не успела нарастить прядильный аппарат», — заявил автор статьи Расселл Гарвуд (Russell Garwood).

В 2008 году британские ученые обнаружили самую старую в мире паутину. Фрагмент сети, чей возраст составляет более 140 миллионов лет, был найден в куске янтаря на пляже в Восточном Эссексе. Новая находка указывает на то, что плетущие паутину пауки появились гораздо раньше, чем считалось до сих пор — задолго до появления цветковых растений и «взрыва» видообразования среди насекомых.

A protester reacts in front Moroccan police forces during a demonstration in the northern town of El Hoceima, Morocco, Thursday, July 20, 2017. Clashes between police and Moroccan protesters Thursday left at least 83 injured in clouds of tear gas and running battles at an unauthorized demonstration over inequality and corruption.Налетели на Риф