Николай Полозов, адвокат осужденной в России Надежды Савченко, заявил, что прямой обмен женщины на осужденных на Украине россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева невозможен. Об этом юрист рассказал «Ленте.ру» в среду, 20 апреля.
«Прямой обмен возможен только военнопленными, ни одна из сторон осужденных таковыми не признали. Возможна только реализация механизмов в рамках Конвенции о выдаче. Россия выдает Савченко, Украина выдает Ерофеева и Александрова. Два этих процесса могут быть синхронизированы по времени, тогда это внешне будет выглядеть как обмен», — рассказал адвокат.
Вторым возможным механизмом Полозов назвал помилование осужденных, за которым последует депортация на родину. Выбор и сроки реализации, по его словам, зависят от политического руководства двух стран. При этом, дополнил адвокат, если идти строго юридическим путем, эти процессы могут занять от нескольких месяцев до года. Но при наличии политической воли «шестеренки будут крутиться гораздо быстрее». «В идеале речь идет о неделях», — подытожил Полозов.
19 апреля президент Украины Петр Порошенко сообщил, что в ходе телефонного разговора с российским лидером Владимиром Путиным согласовал алгоритм освобождения Савченко путем ее обмена на Александрова и Ерофеева. В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что при решении этого вопроса «российская сторона будет действовать в строгом соответствии с национальным законодательством».
18 апреля Голосеевский районный суд Киева признал Ерофеева и Александрова виновными в терроризме и приговорил их к 14 годам заключения с конфискацией имущества. Россияне не намерены обжаловать приговор.
22 марта Савченко была приговорена к 22 годам лишения свободы Донецким судом в Ростовской области. Украинку признали виновной в убийстве российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина и в покушении на убийство их коллеги. Кроме того, суд оштрафовал ее на 30 тысяч рублей за незаконное пересечение границы России.
Европейская Конвенция о выдаче принята в 1957 году. Она регулирует вопросы выдачи одним государством другому лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, определяется круг преступлений, по которым происходит экстрадиция, а также основания для нее. Россия ратифицировала Конвенцию и Протоколы к ней с оговорками в 1999 году.