Генетики заставили Пакмана закрыть рот

Изображение: Eiri Ono / Kyoto University

Японские генетики из Киотского университета разработали искусственный переключатель нейромедиаторных рецепторов. Это позволит ученым выяснить роль последних в формировании памяти и других нервных функций. С помощью переключателя исследователям удалось активировать глутаматный рецептор, формой напоминающий Пакмана. Статья опубликована в журнале Nature Chemistry.

Рецепторы нейромедиаторов представляют собой белки на поверхности нервной клетки, которые участвуют в передаче электрического импульса от нейрона к нейрону. Различные их виды выполняют определенные функции. Например, глутаматные рецепторы участвуют в формировании памяти. Они становятся активными, когда меняется их конфигурация.

Генетики модифицировали гены, кодирующие глутаматные рецепторы, таким образом, чтобы те включали в себя переключатели, активирующие и дезактивирующие передачу импульса. Переключатель представляет собой две молекулы на нижней и на верхней «челюстях» белка-Пакмана. Когда элементы переключателя связываются друг с другом, белок захлопывает «рот» и активируется.

По словам ученых, подбирая переключатели, можно специфически изменять активность отдельных видов рецепторов и выяснять их функции. Новый метод позволит нейробиологам раскрыть ранее неизвестные механизмы работы мозга.

Пакман — герой компьютерной игры Pac-Man, вышедшей в 1980 году в Японии. Он представляет собой круглое существо с одним ртом, которое должно съесть все точки, находящиеся на каждом уровне игры, и избегать встречи с разноцветными привидениями.