Названы возможные обитатели ближайшей к Земле экзопланеты

Фото: Stuart Westmorland / Stuart Westmorland / DanitaDelim / Globallookpress.com

Американские ученые назвали возможный тип обитателей недавно обнаруженной ближайшей к Солнцу землеподобной экзопланеты. Исследование опубликовано на сайте arXiv.org.

Населять Proxima b могут флуоресцирующие организмы. Такие животные на Земле обитают, как правило в воде, и содержат специальные белки, позволяющие им светиться под действием ультрафиолетового излучения. Флуоресценция обеспечивает организмам, как полагают ученые, фотопротекцию — защиту от избыточного светового излучения. К таким организмам, например, относятся некоторые виды коралловых полипов.

Наблюдение сигналов флуоресценции может служить одним из способов обнаружения признаков жизни на Proxima b. Сделан прогноз условий наблюдения существования таких организмов на экзопланете. Но есть риск спутать биофлуоресценцию с излучением минералов и других объектов неживой природы.

Эти выводы справедливы в случае, если Proxima b излучает в ближнем ультрафиолетовом диапазоне (400—300 нанометров). Для организмов земного типа сокращение длины волны излучения и переход в рентгеновский диапазон может быть опасным.

Исследование ученых из ЕС и США, опубликованное на сайте arXiv.org и учитывающее последние данные о Проксиме Центавра и Proxima b предполагает, что от звезды до экзопланеты доходит сильная ультрафиолетовая и рентгеновская радиация. Излучение первой в 30 раз, а второй — в 250 раз интенсивнее, чем на Земле. Там же сообщается, что воды на экзопланете должно быть достаточно для того, чтобы считать ее кандидатом в обитаемые миры.

С другой стороны, защитить от звездной радиации могли бы плотная атмосфера экзопланеты и собственное магнитное поле. Другое недавно опубликованное исследование показало, что если Proxima b сформировалась из хондритов, то скорее всего, у нее нет сильной магнитосферы.

Открытая учеными экзопланета Proxima b вращается вокруг ближайшей к Солнцу звезды — красного карлика Проксима Центавра, производящего интенсивные рентгеновское (до 400 раз выше солнечного) и ультрафиолетовое излучение, которые могут быть опасны для зарождения и существования потенциальной жизни земного типа. Данное обстоятельство считается одним из аргументов против наличия на Proxima b живых организмов.