Разер поймал кота Шредингера

Видео: SLAC National Accelerator Laboratory / YouTube

Американским физикам впервые удалось зафиксировать квантовое состояние кота Шредингера молекулы, состоящей из двух атомов йода. Исследование направлено на публикацию в журнал Physical Review Letters, доступно на сайте arXiv.org, а краткое его содержание представлено на канале YouTube Национальной ускорительной лаборатории SLAC.

При помощи разера (рентгеновского лазера) ученые перевели молекулу в возбужденное состояние — более высокоэнергетическое по сравнению с основным. Из полученных дифракционных картин высоких пространственного и временного разрешений физики смонтировали видео.

Ролик демонстрирует результат наложений двух картин — первоначального статического распределения зарядов в молекуле и возбужденной конфигурации. Таким образом ученым впервые удалось отследить состояние кота Шредингера на примере внутреннего устройства молекулы, проявляющееся в одновременном нахождении системы в двух квантовых состояниях.

Кот (в оригинале — кошка) представляет собой существо из мысленного эксперимента австрийского ученого Эрвина Шредингера. Животное находится в ящике, а узнать его состояние (жив или мертв кот) можно, открыв его. В применении к квантовой механике это означает, что процесс измерения (открытие ящика) выделяет одно из множества состояний кота (мертвое или живое). До измерения кот считается не живым и не мертвым — он находится в наложении этих состояний.

Еще полетаем

Почему Америка уступила России и пустила к себе самолеты-разведчики

Дурная репутация

Apple выпустила iOS 12. Стоит ли обновляться?