Новости партнеров
Прослушать новость

Ошибки при строительстве газопровода сказались на причинах аварии на Оби

Фото: Андрей Виль / ТАСС

Основной причиной пропуска в реку Обь широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) из продуктопровода «СибурТюменьГаза» в начале марта 2021 года стал «дефект околошовной зоны кольцевого сварного шва, образованного на этапе строительства продуктопровода, — сообщается в результатах расследования Ростехнадзора. — Повреждение не является естественным следствием эксплуатации».

Ростехнадзор в своем отчете также отметил ответственными за случившееся — кроме владельца трубопровода — организаций, привлеченных к строительству газопровода и мониторингу его состояния. Согласно документу, авария стала возможной в результате организационных нарушений, снизивших эксплуатационную надежность магистрального продуктопровода, отмечает ведомство.

«Из сообщения Ростехнадзора видно, что среди ответственных компаний есть те, кто проводил внутритрубную работу и экспертизу промышленной безопасности. Это очень важно, необходимо наводить порядок на этом рынке», — прокомментировал итоги расследования проектный директор Российского отделения Greenpeace Владимир Чупров.

Ростехнадзор подчеркивает, что ШФЛУ из продуктопровода сгорела частично на проектных амбарах, частично на реке. Общая масса ШФЛУ составила 683,1 тонны, из которых: масса сгоревшего ШФЛУ в проектных амбарах дожига — 596,7 тонны, масса сгоревшего ШФЛУ на поверхности реки Обь — 86,4 тонны. Таким образом, сгорел практически весь ШФЛУ из аварийного участка.

«СИБУР выбрал путь удаления ШФЛУ при помощи выгорания — это их право, учитывая, что у них было не так много вариантов», — отметил руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников.

Представители «СибурТюменьГаза» ознакомились с выводами комиссии Ростехнадзора, в составе которой работали технические эксперты предприятия, говорится в сообщении компании. «Как ранее отмечалось, предприятие готово к возмещению ущерба в полном объеме, в установленном законом порядке», — заявили в «дочке» СИБУРа.

В компании также отметили, что в настоящее время резервная нитка продуктопровода выведена в среднесрочный ремонт, была проведена разработка проектной документации, организован процесс получения разрешительной документации на проведение ремонтных работ. После всех необходимых согласований в надзорных органах будет проведена мобилизация ремонтного персонала и оборудования. По разработанному графику, завершение восстановительных работ по резервной нитке продуктопровода планируется произвести до конца летнего периода.

Несмотря на завершение расследования профильных ведомств, местные жители и общественность по-прежнему высказывают опасения насчет состояния Оби. В ходе изучения реки после аварии были обнаружены еще несколько техногенных нарушений вблизи объектов, принадлежащих другим компаниям. Ранее в исследовании состояния российских рек «Коммерсант» называл Обь наиболее загрязненной водной артерией в стране.

«СИБУР сразу был на связи и был открыт, в частности, к нашей организации (WWF). Они информировали нас, предоставляли фото и видеоматериалы. Знакомили нас со своими оценками, — подчеркнул Книжников. — А в целом, если говорить о СИБУРе, то компания старается быть не только максимально ответственной перед природой, но и перед обществом. WWF считает, что с точки зрения экологической политики и открытости СИБУР является прогрессивной компанией».

«У меня нет оснований не доверять результату расследования. Главный вопрос, волновавший всех — причина произошедшего — определена. Это разгерметизация продуктопровода в месте производственного дефекта околошовной зоны кольцевого сварного шва, образованного на этапе строительства продуктопровода, — отметила заместитель председателя комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева. — Реформа изменила экологическую повестку относительно недавно, в то время как критерии природоохранного законодательства, по которому еще отчасти реактивно живет бизнес меняются медленно. Поэтому участие СИБУРа в экологической повестке сложно недооценить на фоне вялости многих других представителей бизнес-сообщества».

Однако, другое надзорное ведомство — Росприроднадзор, пока что не дал финального заключения по нанесенному природе ущербу от последствий аварии. В рамках расследования РПН также должен огласить размер компенсации за оказанный вред экологии.

Эксперт тематической площадки ОНФ «Экология» и координатор проекта «Экозабота» Александр Коган считает, что «надо понимать, что для экологии маленького ущерба не бывает».