Спрос на нефть неизбежно будет снижаться, что вынудит Россию отказаться от жизни за счет природных ресурсов в пользу развития собственных высокотехнологичных производств с добавленной стоимостью. Об этом в разговоре с «Лентой.ру» рассказал экономист Алексей Коренев. Он добавил, что разговоры о необходимости перестройки экономики ведутся уже давно, но пока ситуация остается на прежнем уровне.
Узнайте больше в полной версии ➞Российское министерство финансов допустило возможность «катастрофического» снижения мирового спроса на нефть в долгосрочной перспективе, если западные страны подпишут соглашение о декарбонизации — об этом говорится в докладе об «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов». По данным ведомства, в случае если западные страны договорятся о переходе к низкоуглеродной экономике, стоимость нефти будут определять эксплуатационные расходы на ее добычу, из-за чего спрос на этот вид топлива к 2050 году может составить 17-24 процента от уровня 2019 года, а цены — упасть в четыре-шесть раз, до 25 долларов США за баррель.
Экономист отметил, что нефть должна закончиться еще до 2050 года, по крайней мере, легко добываемые виды.
«Легко извлекаемая нефть — та, что добывает Саудовская Аравия. Трудно — та, что расположена далеко от берега, как в Северном Ледовитом океане, Мексиканском заливе. Либо нефть в виде битуминозных сланцевых песков, где крайне высокая себестоимость. Либо это тяжелые фракции: Татарстан, к примеру, весь стоит на битуме, но его сложно извлекать — нужно закачивать в скважины раскаленный пар. Такой нефти в мире много, а легко извлекаемой мало. И к 2050 году она точно закончится», — заключил Коренев.
Собеседник «Ленты.ру» добавил, что долгосрочные прогнозы спроса на нефть делать крайне непросто. Однако то, что постепенно он будет снижаться — очевидно. К сожалению, на данный момент Россия к этому не готова.
«Нам необходимо переходить с жизни за счет природной ренты на производства с высокой добавленной стоимостью, обрабатывающие производства. У японцев нет ни нефти, ни металлов, ни леса, зато машины отличные. Нам придется так же реформировать свою экономику, если не хотим остаться в хвосте поезда. Нужно создавать наукоемкие производства, высокотехнологичные, полностью перестраивать промышленность. Пока мы к этому не готовы, все остается на уровне слов, но жизнь заставит переходить от них к делу», — считает экономист.
Коренев отметил, что в текущем году России повезло — цены на энергоносители находятся на крайне высоком уровне. Но даже в таких позитивных условиях фискальная нагрузка увеличивается, государство пытается пополнять бюджет не за счет нефтедолларов, а с помощью собственных граждан и их налогов.
«Бюджет нужно пополнять за счет производства чего-то по-настоящему востребованного. А мы ничего не умеем и не хотим — за последние 20-30 лет большая часть промышленности была закрыта, уничтожена, она умерла. Но нам придется восстанавливаться — деваться больше некуда. На одной нефти не проживем», — резюмировал Коренев.
Главным ударом по многомиллиардному экспорту нефти и газа из России может стать план Еврокомиссии по защите климата, опубликованный 14 июля. Согласно нему, поставки металлов, электроэнергии, удобрений и цемента в Евросоюз будут возможны только при условии оплаты каждой тонны углеродных выбросов, образовавшихся при их производстве.