В долгосрочной перспективе Украина может полностью отказаться от российского ядерного топлива, допустил экономист, заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев в разговоре с «Лентой.ру». Он также полагает, что Россия сможет заменить утраченный рынок с помощью поставок в Индию, Китай и ряд других стран, где строятся атомные электростанции.
Узнайте больше в полной версии ➞Украина полностью отказывается от закупки российского ядерного топлива, следует из сообщения национальной компании «Энергоатом». Никаких других подробностей в публикации компании не приводится. Решение принято на фоне российской спецоперации, объявленной президентом Владимиром Путиным 24 февраля.
«На данный момент около 70 процентов поставок ядерного топлива для украинских АЭС приходится именно на Россию, — сказал Кондратьев. — Оставшиеся объемы обеспечивает шведский завод Westinghouse, ядерное топливо которого могло использоваться на реакторах советского дизайна. В принципе, "Энергоатом" и до этого ставил задачу снизить зависимость от российских поставок до 50 процентов, потенциально эта задача выполнима. Говорить о том, сможет ли Westinghouse обеспечить поставки для всех энергоблоков я не готов, поскольку здесь есть определенные технические сложности и непонятно, какие мощности есть у шведов».
Тем не менее потенциально, по мнению Кондратьева, в течение нескольких месяцев Westinghouse может выйти на необходимые объемы производства, хотя о фактической динамике говорить сложно.
В краткосрочной перспективе есть ряд сложностей и переменных, связанных с операцией России на Украине и соответственными рисками обеспечения поставок.
«Мы знаем, что Запорожская АЭС работает в штатном режиме, принимает и выполняет команды "Укрэнерго". Но насколько центральный офис киевского "Энергоатома" сейчас контролирует ситуацию, сказать сложно. Сложно вообще говорить о том, как будет развиваться ситуация в ближайшее время. Вторая значимая сложность состоит в том, что, как мы понимаем, ядерное топливо — продукция с повышенным риском транспортировки и хранения. Даже в обычных условиях к транспортировке и логистическим схемам применяются высокие требования по безопасности, а в текущей обстановке мы тем более не можем быть уверены в возможности обеспечения необходимого уровня безопасности, особенно из Швеции», — обратил внимание экономист.
Не дать одобрения на такие рискованные поставки, как считает Кондратьев, может и Евратом, не понимая, насколько безопасным окажется обращение с топливом в текущих условиях. Рискованными в определенной мере являются даже поставки из России.
«Резюмируя, в долгосрочной перспективе замещение российского топлива возможно, в краткосрочной — все несколько сложнее. Вместе с тем, уже были заявления от чешских заводов и даже самого "Энергоатома" о сложностях, возникающих при использовании топлива, произведенного в Westinghouse. Это связано с разделением реакторов западного и советского, российского дизайнов. Им нужно разное топливо, у них разная геометрия», — объяснил Кондратьев.
Для «Росатома», по словам собеседника «Ленты.ру», украинский рынок был самых значительным после собственного, в этом отношении потери окажутся крайне существенными. Вместе с тем в долгосрочной перспективе у России все равно сохраняются возможности поставок в Восточную Европу, а также пространство для развития сотрудничества с Азией.
«Да, в Восточной Европе могут быть введены определенные ограничения на поставки российского топлива, но здесь опять же возникает проблема замены. Технологически Westinghouse добился существенного прогресса в производстве, но мы понимаем, что атомная отрасль — такой сектор экономики, где даже небольшие отклонения могут привести к серьезным последствиям. Так что, полагаю, этот рынок на горизонте нескольких лет останется открытым, — допустил Кондратьев. — Открытыми остаются и поставки в США, важные для обеих сторон».
Кроме того, по его словам, активно развивается рынок ядерного топлива в Восточной и Южной Азии, в первую очередь, в Китае, Индии и потенциально в Бангладеш, ряде других стран, где возводятся АЭС. Потому даже если Украина полностью перейдет на альтернативное топливо, у России останется достаточно рынков сбыта, заключил он.