В Госдуме назвали основную проблему российского образования
Депутат Кабышев заявил, что основной проблемой образования является отсутствие стратегии
Никита Абрамов (Редактор отдела «Россия»)
Основной проблемой российского образования является отсутствие стратегии его развития. Такую причину назвал глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев в своем Telegram-канале.
Болонская система образования — концепция, принятая в едином учебном пространстве ведущих европейских стран, которые подписали Болонскую декларацию в 1999 году.
Болонский процесс объединяет 48 государств. Россия присоединилась к нему в 2003 году, после чего в стране начала формироваться двухуровневая система образования — бакалавриат (четыре года) и магистратура (два года). До этого в России студенты обучались только в рамках специалитета — получали диплом через пять или шесть учебных лет. Эта форма до сих пор существует при обучении по ряду направлений и в части вузов, но страны-участницы системы, как правило, приравнивают российских специалистов к бакалаврам.
Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой. Идея в том, что это позволяет студентам комбинировать знания из различных областей и выбирать профессию на стыке освоенных специальностей.
Помимо системы «бакалавриат — магистратура» участие в Болонском процессе предполагает, что страны-участницы признают дипломы друг друга, а также обеспечивают академический обмен между преподавателями и студентами.
По его словам, вопрос развития системы высшего образования в России не должен сводиться к выходу из Болонской системы. «Проблема не в Болонской системе, а в отсутствии стратегии образования в России, ее государственной миссии», — объяснил депутат.
Парламентарий напомнил, что комитет занимается разработкой дорожной карты мероприятий, которые коснутся вопросов формирования национально ориентированной стратегии развития системы высшего образования в стране. В ходе работы уделяется особое внимание мнению, что Болонская система мешает развитию российского образования.
«Согласились, что такая постановка вопроса ошибочна, юридически некорректна и политически неуместна. Болонский процесс представляет собой, по сути, многолетние контакты по поводу формирования единого общеевропейского пространства высшего образования», — сказал Кабышев.
Ранее заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев заявил, что после подписания глав учебных заведений под обращением Российского союза ректоров о поддержке специальной операции на Украине фактически произошло исключение образовательных организаций страны из Болонского процесса.
24 мая глава Минобрнауки Валерий Фальковзаявил, что в России планируют отказаться от участия в Болонском образовательном процессе, а также разработать свою систему учебы. Он рекомендовал отнестись к Болонской системе как к «прожитому этапу».