Российские эксперты оценили сообщения о существенном оттоке мигрантов из страны на фоне действия санкций. О том, как сейчас складывается ситуация с трудовыми мигрантами и как она может повлиять на экономику, пишет РИА Новости.
Комментируя статью «Ведомостей» о массово уезжающих на родину мигрантах агентство отмечает, что бюджет таких государств, как Таджикистан, Киргизия и Узбекистан, в значительной степени зависит от работающих за рубежом граждан. В частности, на денежные переводы из России в этих странах приходится 35,30 и 10 процентов ВВП.
Рассказывая журналистам о ситуации в сфере транспорта, председатель Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Андрей Попков отметил, что ситуация с водителями в сфере такси складывается непростая: подскочила стоимость машин, топлива, запчастей. «Если не принять мер, рынок такси "ляжет", и водители будут работать за еду. Еще и "Яндекс" стал монополистом. Куда смотрит ФАС?» — задался вопросом он.
Агентство указывает, что после ухода из России таких агрегаторов, как Gett, альтернатив «Яндекс.Go» фактически не осталось. В результате с каждого заказа сервис списывает в свою пользу 18-24 процента. Оценивая ситуацию, председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова заявила, что сейчас фиксируется небольшой рост комиссии. «Подорожали автомобили и их обслуживание, страховка ОСАГО», — пояснила она, подчеркнув, что число мигрантов среди водителей такси не изменилось, однако это вполне вероятно, поскольку летом часть водителей переходит в стройку и другие отрасли.
Анализируя ситуацию в сфере строительства, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор рассказал, что в настоящий момент дефицита рабочих не наблюдается. «У нас трудовая миграция не имеет никакого отношения к Европе или Америке, граждане тех стран, откуда приезжали, как работали, так и работают», — добавил он, указав, что бизнес реагирует на происходящее и перераспределяет трудовые потоки.
При этом в межотраслевой ассоциации саморегуляторов «Синергия» со ссылкой на проведенный опрос уточнили, что из тысячи принявших участие в исследовании компаний 40 сообщили о заморозке стройки, а еще 29 — уведомили о приостановке вложений в новые проекты из-за намерений завершить работу над старыми. Эти решения списывают на отсутствие возможности получить заказанные стройматериалы, а также на рост их стоимости в целом.
Обратив внимание на данное явление, Моор возразил, что оснований для повышения цен нет. Подобные «попытки нагнетания обстановки», по его мнению, должны пресекаться властями. При этом собеседник агентства признал, что пандемия COVID-19 вкупе с санкциями вынудили рынок приостановить ряд проектов и заняться объектами высокой степени готовности, и дело тут вовсе не в нехватке мигрантов. Моор считает, что бизнес ждал понижения ставки ЦБ. По его прогнозу, новые проекты начнут появляться вскоре после окончания «шоковой терапии».
В Федерации мигрантов России массового оттока приезжающих в страну гастарбайтеров не заметили. Президент организации Вадим Коженов отметил, что никаких «сколько-нибудь значимых тенденций и близко нет».
Аналогичным мнением поделились и в Профсоюзе трудящихся мигрантов — по словам представителей организации, у приезжающих работать в Россию из стран ближнего зарубежья фактически нет альтернативы, поскольку вслед за рублем подскочили цены во всех странах СНГ, тогда как работы там не прибавилось. Эксперты высказывают опасения, что на фоне текущей ситуации у мигрантов может появиться соблазн «уйти в тень» и начать уклоняться от легализации, поскольку согласно действующей практике, их обязывают ежемесячно платить за патент по пять тысяч рублей, а также проходить платное медосвидетельствование раз в три месяца.
Ранее москвичи назвали главные проблемы жизни в столице России. Отмечалось, что большая часть респондентов оказалась озабочена сложностями с ЖКХ и нехваткой парковок — так ответили 33 и 27 процентов соответственно. Еще 24 процента считают главной проблемой Москвы качество здравоохранения, 23 процента — мигрантов, 19 процентов — дороги, 18 процентов — качество жизни, 16 процентов — благоустройство территорий, 10 процентов — образование и экологию.