Приближение военной техники Китая к Тайваню стоит расценивать как очередную эскалацию, которая, скорее всего, не приведет к каким-то масштабным военно-политическим последствиям, предположил политолог, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. Однако КНР вскоре может принять решение о проведении военной операции, допустил директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. Своим мнением они поделились в разговоре с «Лентой.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Ранее стало известно, что к Тайваню приблизились 26 самолетов и четыре корабля Народно-освободительной армии Китая. Накануне президент Тайваня Цай Инвэнь заявила об отказе соглашаться на компромисс в вопросах, касающихся суверенитета и демократических свобод.
«Прежде всего, я бы не хотел давать алармистские прогнозы, поскольку это не первое сосредоточение Вооруженных Сил Китая на возможных наступательных позициях против Тайваня. Напомню, подобное было уже накануне визита [спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси] Пелоси и после него. Более того, после визита Пелоси маневры Китая вылились фактически в экономическую блокаду Тайваня», — высказался Мендкович.
По словам политолога, сейчас, безусловно, речь идет об очередной эскалации, связанной с недружественным заявлениями сепаратистского режима Тайваня, и с возможной помощью ему со стороны США. Несмотря на то, что последние неоднократно заявляли, что признают Тайвань внутренней территорией Китая, они поддерживают контакты с сепаратистами и оказывают им военную и военно-техническую помощь, отметил он.
И выступление Цай Инвэнь, и приближение военной техники Китая к Тайваню связано с праздником Двух Десяток, а именно 111-й годовщиной образования Республики Китай, которая отмечается 10 октября, убежден Маслов. По его мнению, КНР тем самым решил «напомнить, кто здесь главный», а Тайвань впервые сменил позицию относительно переговоров.
С одной стороны, Цай Инвэнь во время своего выступления сообщила, что будет расширять производство высокоточных ракет, а, с другой стороны, она призвала к переговорам между Пекином и Тайбэем и сказала, что вариант военной конфронтации не подходит ни одной из сторон, обратил внимание китаист.
«Это, в известной степени, нечто новое, потому что до последнего времени от имени Тайваня все время говорили и делали жесткие заявления США. Вот сейчас мы видим уже мнение Тайваня, что они готовы идти на переговоры, в то время как до этого позиция была непереговорная», — пояснил Маслов.
Китай, по его словам, пока не видит почвы для переговоров — руководство республики не делало каких-либо заявлений об изменении переговорной позиции. «Китай заявляет о том, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, и отсюда же возникает коллизия: как КНР может вести переговоры со своей провинцией», — подытожил китаист.
Ранее Китай обозначил обязательное условие установления устойчивого мира в Тайваньском проливе. Как заявил министр иностранных дел КНР Ван И, это станет возможным только после воссоединения острова с Китаем.
Официальные отношения между центральным правительством КНР и Тайванем прервались в 1949 году, после того как туда бежали силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши, потерпевшие поражение в гражданской войне с Компартией Китая. Деловые и неформальные контакты между сторонами возобновились в конце 1980-х годов. Тем не менее в последние месяцы между Китаем и Тайванем наблюдается напряжение: Тайбэй обвиняет Пекин в желании аннексировать остров, власти КНР в свою очередь возмущены поставками на Тайвань вооружений со стороны США.