Общественно-полезный труд развивает чувство ответственности, однако может вызвать и протест со стороны детей, говорит психолог онлайн-платформы «Грань.рф» Юлия Кузнецова. В беседе с «Лентой.ру» она оценила перспективы влияния на школьников обязательного участия в общественных делах.
Узнайте больше в полной версии ➞24 мая в Госдуму внесли закон об обязательном участии школьников в общественно-полезном труде. Инициаторы предлагают в рамках проекта изменить понятие «воспитание» и дополнить его элементом, формирующим у детей и подростков ответственное отношение к труду. Также в пояснительной записке предложили исключить из закона пункт об обязательном согласии ребенка и его родителей или опекунов на обучение труду, не предусмотренному образовательной программой.
Психолог Кузнецова в комментарии «Ленте.ру» отметила, что подобная инициатива может двояко сказаться на формировании личности детей. По ее словам, общественно-полезный труд развивает в детях чувство ответственности.
Общественно-полезный труд предполагает заботу о пространстве, в котором находится человек. Таким образом ребенок может почувствовать, что способен оказывать влияние на окружающую среду, сделать ее лучше, продолжила Кузнецова.
Кроме того, по ее словам, труд укрепляет отношения в коллективе. Когда люди объединены общим делом, им приходится учиться договариваться, распределять обязанности между собой, продолжила психолог. Все это важные навыки для построения отношений в будущем в других коллективах.
Также обязательное участие в общественных делах увеличивает риск протестного поведения, предупредила Кузнецова. Особенно это касается тех, кто только вступил в подростковый возраст. В этот период протестное поведение является естественной реакцией, позволяющей отстоять свои границы, а насильственное подавление этих границ может вызвать еще большее сопротивление, что повлияет на отношения в школьном коллективе.
Ранее о необходимости привлечения к общественно-полезному труду школьников заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его мнению, приучать детей, что во взрослой жизни кто-то будет их «обслуживать», неправильно, поэтому необходимо прививать детям любовь к труду.