Российский закон об иноагентах гораздо гуманнее американского. Об этом заявил президент России Владимир Путин на пленарном заседании в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), трансляция которого ведется в Telegram-канале Кремля.
Отвечая на вопрос модератора сессии, глава государства оценил работу закона об иноагентах фразой «мы вообще никого не гребем». Он напомнил, что в США аналогичный закон действует с 1930-х годов. «Это почти калька, только он гораздо более либеральный. Мы же постоянно об этом говорим», — подчеркнул Путин.
Согласно закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», иностранный агент — это лицо, получившее поддержку из‑за рубежа и/или находящееся под иностранным влиянием и занимающееся в России политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространением сообщений и материалов для неограниченного круга лиц.
Иностранным влиянием считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки и/или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами».
Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и/или иного имущества, а также оказание организационно-методической, научно-технической или иной помощи.
Президент обратил внимание, что американский закон об иноагентах за ряд действий предусматривает уголовное преследование и тюрьму. Он отметил, что в России иноагентам не запрещается заниматься общественной деятельностью. От них требуется только открыть источники своего финансирования. «Кто платит, тот и заказывает музыку. Если платят внутри страны тем людям, которые занимаются общественной деятельностью, то хотя бы покажи источник своего финансирования. Ничего здесь такого нет», — заявил Путин.
Глава государства добавил, что есть много нюансов, «связанных с тем, что под этот закон попадают люди, которые реальной публичной деятельностью не занимаются». Он заверил, что в закон вносятся соответствующие корректировки. По словам Путина, он просит прокуратуру и правоохранительные органы вносить предложения по совершенствованию процедуры признания иноагентом.
Ранее замминистра юстиции России Олег Свириденко заявил, что основанием для признания иноагентом может быть не только иностранное финансирование. По его словам, сегодня существуют и другие, не менее эффективные способы поддержки иностранными интересантами своих «агентов влияния». В их числе Свириденко назвал предоставление методической и организационной помощи, площадок в СМИ, раскрутку в информационном пространстве и техническое оснащение.