В Боснии и Герцеговине поймали одного из самых разыскиваемых преступников Европы — словенского наркоторговца Младена Самарджию по прозвищу Маки. Считается, что он связан с черногорским наркокартелем, который зарабатывал до миллиарда евро в год на латиноамериканском кокаине. К удивлению полицейских Самарджия был не один — кроме оружия и наркотиков, в его номере оказалась жена советника президента Республики Сербской Милорада Додика.
Узнайте больше в полной версии ➞33-летнего наркобарона схватили на горнолыжном курорте Яхорина — излюбленном месте отдыха балканской наркомафии. На курорте нередко видели верхушку «Кавача» — крупной черногорской банды, которая возит в Европу кокаин из Латинской Америки. Жена босса «Кавача» однажды провела в Яхорине всю зиму, видимо, не подозревая, что люди из конкурирующей банды «Шкаляри» засели на том же курорте и следят за каждым ее шагом.
В гостиничном номере, где остановился Самарджия, нашли четыре пистолета, более 150 тысяч евро (14,6 миллиона рублей), пару дорогих наручных часов, килограмм кокаина и Тияну Тегелтию — жену советника президента боснийского региона Республика Сербская. «Это было неожиданно», — заявил представитель боснийских правоохранительных органов, комментируя арест.
«Кавач» и «Шкаляри» — две банды из черногорского портового города Котор, причем обе названы в честь местечек в его пригороде. В самом начале банда была одна — «Шкаляри», — и ее возглавлял местный преступный авторитет Дарко Шарич по прозвищу Кокаиновый Король. По оценке властей Черногории, наркобизнес приносил ему около миллиарда евро в год.
Под руководством Шарича черногорская наркомафия наладила контакты с командами грузовых судов, которые ходили в Латинскую Америку, и с их помощью возила наркотики под видом легальных грузов. Кокаин и героин оседали в европейских портах, а затем распространялись по всей Европе.
Шарич старался действовать тихо, а неудобных политиков и прокуроров покупал или же устранял. Почти 15 лет ему удавалось избегать ненужного внимания, но в 2014 году он все же попался.
Футбольные фанаты, к тому времени составлявшие костяк «Шкаляри», предпочитали совсем другие методы. Как только Кокаиновый Король оказался за решеткой, банда тут же развалилась на части, между которыми начались кровавые разборки.
Поводом для начала бандитских войн стали 200 килограммов кокаина, который люди из «Кавача» забыли на складе «Шкаляри» в испанской Валенсии. Они надеялись уладить вопрос мирно и даже предлагали заплатить за свои же наркотики, но в «Шкаляри» отказались от денег.
Вражда двух банд не ограничилась Балканами и вскоре перекинулась на Испанию, Германию, Австрию, Нидерланды и Грецию. В ход шли методы чикагских гангстеров столетней давности: кого-то взорвали, кого-то расстреляли из проезжающего автомобиля, многих поймали и замучили в тайных пыточных камерах.
После гибели лидера «Шкаляри» Йована Вукотича в 2022 году турецкая полиция арестовала несколько лидеров «Кавача». В результате, как рассказал изданию Vice представитель американских правоохранительных органов, работающий в этом регионе, серьезно пострадали обе банды.
«Которские банды фактически перебили друг друга сами, — объяснил он. — Кавач, вероятно, победил, но они не смогли удержаться и продолжали охотиться за всеми людьми "Шкаляри", до которых могли дотянуться. Из-за этого их в итоге и арестовали».
Арест Младена Самарджии стал результатом операции с кодовым названием «Токио», которая продолжалась целый год. Чтобы собрать доказательства его вины, сотрудникам полиции, работавшим под прикрытием, пришлось внедриться в банду под видом наркокурьеров.
Еще несколько агентов контактировали с наркоторговцем в качестве оптовых покупателей. Один из них приобрел у него два килограмма героина и попросил расфасовать их по пакетам весом 250 и 500 граммов. Отпечатки пальцев, оставленные на этих пакетах, и позволили полиции подтвердить личность Самарджии.
В конце концов правоохранительные органы Словении пришли к выводу, что Самарджия и его люди занимались контрабандой наркотиков в странах Европейского союза, Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории.
В Словении подозревают, что Самарджия причастен к контрабанде по меньшей мере 790 килограммов кокаина. В 2022 году наркоторговца ненадолго задержали в Боснии — он участвовал в ресторанной драке, которая закончилась перестрелкой. Тонкости боснийских законов не позволили экстрадировать его в Словению, поэтому после расследования он вновь оказался на свободе.
Тияна Тегелтия, которую обнаружили в номере арестованного наркоторговца, — жена Милана Тегелтии, бывшего председателя судебного и прокурорского совета Боснии и Герцеговины и советника президента Республики Сербской Милорада Додика.
Известно, что супруги планировали развестись и живут по отдельности, однако остается неизвестным, оформлен ли их развод официально. Местные журналисты утверждают, что наркобарона и Тияну Тигелтию связывают романтические отношения.
Соединенные Штаты уже выразили озабоченность настолько тесными связями между опасным преступником и руководством Республики Сербской.
Знакомство Самарджии и Тегелтии может объясняться не только коррупцией. Милан Тегелтия возглавляет футбольный клуб «Борац Баня-Лука», а на Балканах фанатские группировки зачастую сотрудничают с наркомафией.