Сбер и Пушкинский музей будут вместе работать над созданием и внедрением новых технологий, в частности технологий искусственного интеллекта, для популяризации и сохранения мирового культурного наследия для потомков. Документ о сотрудничестве сторон был подписан президентом, председателем правления Сбербанка Германом Грефом и директором Пушкинского музея Елизаветой Лихачевой. Торжественная церемония прошла в стенах музея и дала старт открытию новой выставки «"Руанские соборы". Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».
По словам Германа Грефа, Сбер давно и плодотворно работает с музеями по всей стране. Так, например, Сбер с помощью нейросети Kandinsky восстановил образы утраченных полотен Воронежского музея изобразительных искусств. Также технологии помогли Сберу расшифровать трудно читаемые из-за плохого почерка рукописи российского императора Петра I. Такие проекты, по словам Грефа, вдохновляют и открывают совершенно новые возможности.
Опыт сотрудничества Сбера с Пушкинским музеем насчитывает более восьми лет. Подписание документа выведет сотрудничество на новый уровень. В числе ключевых задач — создание цифровой интерактивной копии музея и реализация экскурсионных проектов в режиме дополненной реальности. Банк и музей будут пилотировать модели машинного обучения и другие технологии искусственного интеллекта, которые могут быть полезны музею для популяризации искусства и научной деятельности. Эта работа позволит, с одной стороны, сделать искусство доступным для миллионов, а с другой, позволит нащупать, в чем коллаборация технологий и искусства может быть наиболее эффективна.
«Именно сейчас и здесь искусство и технологии собираются вместе. И одного без другого в современном мире не бывает. Во-первых, любые технологии требуют вдохновения, и где черпать его, как не в культуре и искусстве. Во-вторых, искусство нужно доносить до максимально большого количества людей, в особенности молодых. И для этого нужны самые современные технологии. Мы надеемся сделать так, чтобы искусство, прекрасные коллекции и способности специалистов Пушкинского музея собирать самые уникальные выставки, стали доступными для максимального количества людей в нашей стране. Устранить барьеры, чтобы искусство было доступным для миллионов», — отметил Герман Греф. По его словам, совместная работа Сбера и Пушкинского музея направлена на то, чтобы любой человек независимо от места проживания мог познакомиться с одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Этот факт, а также переход к интерактивности позволит заинтересовать молодое поколение, которое предпочитает черпать информацию из сети.
Елизавета Лихачева, директор Пушкинского музея, со своей стороны заявила, что возлагает большие надежды на работу с командой Сбера. Она отметила, что видит в этом сотрудничестве важную миссию. «Поиск языка общения с новой, молодой аудиторией, с людьми, которые выросли в мире цифровых технологий и не всегда обладают навыком общения с традиционными видами искусства», — отметила Лихачева. По ее словам, амбициозным выглядит проект по оцифровке коллекции Пушкинского музея. До сих пор ни один музей мира не может заявить о полном переводе фондов в цифровую среду. Тем не менее, эта работа крайне важна: с помощью Сбера в Пушкинском надеются оцифровать коллекцию на все 100 процентов.