В американском штате Колорадо разгорелся грандиозный скандал вокруг судмедэксперта Ивонн Мисси Вудс, которая проработала в Бюро расследований Колорадо (CBI) почти три десятилетия. Выяснилось, что она манипулировала ДНК-данными в сотнях расследований. «Лента.ру» разбирается в этой истории.
Узнайте больше в полной версии ➞В марте CBI выпустило отчет о внутреннем расследовании против Вудс и обвинило ее в многочисленных нарушениях. Имя Вудс было хорошо известно американцам, интересующимся криминальной хроникой: они не раз видели ее в репортажах из судов штата Колорадо. 60-летняя эксперт занималась сравнением образцов ДНК с мест преступлений, и очень часто ее показания становились решающими на процессах о тяжких преступлениях.
Коллеги называли Вудс настоящей звездой криминалистики, ее работа по исследованиям биологических материалов считалась образцовой и помогла отправить за решетку около тысячи преступников. Кроме того, Вудс готовила молодых специалистов по ДНК-экспертизе, так что ее вклад в работу системы правосудия Колорадо был просто огромным.
Однако с сентября 2023 года начал раскручиваться клубок событий, который привел к появлению отчета отдела внутренних расследований CBI, где Вудс проработала почти 30 лет. В октябре 2023-го она была отправлена в отпуск. В ноябре неожиданно для всех уволилась. В тот же день появилась информация о неких «аномалиях» в работе легендарного судмедэксперта.
Отчет CBI о расследовании против Вудс был опубликован в пятницу, 8 марта, и всколыхнул всю Америку. Выяснилось, что судмедэксперт-звезда не фальсифицировала совпадения анализов ДНК напрямую и не создавала подложные ДНК-профили, однако удаляла или изменяла некие данные в уголовных делах, а также искажала результаты тестов. В отчете говорится, что она «отклонялась от стандартных процедур в процессе расследований и срезала углы».
Фактически это может означать, что Вудс подгоняла результаты своей работы под некие известные только ей критерии, чтобы они обличали определенного человека. И главная проблема состоит в том, что теперь следователям предстоит выяснить, по каким именно делам ДНК-данные были так или иначе ею изменены.
И беспорядок действительно страшный. Сейчас под сомнением уже находятся 652 уголовных дела, причем пока CBI проверяет только расследования, в которых Вудс участвовала с 2008 по 2023 год. А работать в бюро она пришла в 1994-м, то есть сомнительных дел еще несколько сотен.
Нужно перепроверить около трех тысяч ДНК-тестов, проведенных Вудс. Столько тестов лаборатории CBI делают за год. Сомнительные выходки судмедэксперта уже обошлись штату в 7,5 миллиона долларов.
Значительную часть своего времени на службе Вудс посвятила расследованию старых преступлений, где злоумышленник так и не был найден.
До 2018 года расследование лежало без движения. Однако после подключения Вудс быстро появился подозреваемый. Проведенные звездным судмедэкспертом ДНК-тесты указали на Алекса Юинга, который ранее отбывал срок за нападение с использованием молотка.
В 2021-м состоялось трехчасовое выступление Вудс в суде, которое убедило присяжных, что страшные злодеяния совершил именно он. Судмедэксперт заявила, что ДНК Юинга была найдена на вещах в доме, где произошло преступление. Мужчину приговорили к четырем пожизненным срокам. Теперь и это дело под сомнением.
Алькальде признали виновным и приговорили к пожизненному заключению без права на УДО. Здесь интересно то, что Алькальде не смирился с приговором и за последние 15 лет подал несколько апелляций. Все они были отклонены. Теперь у него появился шанс на пересмотр дела. «Один из важнейших вопросов сейчас заключается в том, был ли осужден в результате неправомерных действий кто-то невиновный», — заявили в офисе адвокатуры штата.
Но главная проблема юристов и правоохранителей Колорадо не только в том, что за решетку могли попасть невиновные. Самые настоящие душегубы могут теперь получить возможность выйти на свободу, если выяснится, что расследование их дел велось с нарушениями. Произвол, который позволила себе Вудс, предоставляет злоумышленникам отличную «форточку» для бегства от наказания.
После начала следствия Вудс заявила через своего адвоката, что сотрудничает с правоохранительными органами, «чтобы отстоять точность своей работы, которая приводила к правдивым и справедливым результатам».
Тем не менее ее имя уже упомянуто в одном иске от заключенного. Сразу же после сообщения об отставке судмедэксперта в ноябре адвокат Джеймса Хантера обвинил Вудс в его неправомерном осуждении.
Хантера арестовали в 2002 году и обвинили в изнасилование женщины и ее пятилетней дочери в городе Лейквуд. Американка заявила, что на ее и ребенка напал некий неизвестный с чулком на голове. Она утверждала, что голос преступника был похож на голос Хантера.
Однако почти через год следователи заявили, что нашли на месте преступления еще один волос. Вудс провела ДНК-экспертизу и заявила, что волос принадлежит Хантеру. Его снова арестовали, и в итоге признали виновным. Он до сих пор находится за решеткой.
Последние открытия позволяют только гадать, действительно ли Вудс поймала насильника или всего лишь не хотела пожертвовать своим самолюбием и репутацией, о которых печется до сих пор. Марк Бертон, адвокат Хантера, уже достаточно резко высказался на этот счет: «Когда мы услышали о деле Мисси Вудс, все встало на свои места».
Следователи CBI заявили, что одна из главных задач теперь — выяснить, были ли манипуляции Вудс с ДНК халатностью или намеренным подлогом ради славы лучшего судмедэксперта в США.
Расследование против Мисси Вудс вывело CBI еще на одного специалиста по ДНК, в работе которого обнаружились схожие странности. 28 февраля, примерно за неделю до публикации доклада CBI о деятельности Вудс, офис шерифа округа Уэлд штата Колорадо уволил ДНК-аналитика Кьяру Вюнш, которая проработала там десять лет.
Пока офис шерифа не раскрывает, какие именно нарушения совершила судмедэксперт, но, судя по всему, она занималась примерно тем же, чем и Вудс — слегка корректировала данные экспертиз, чтобы они указывали на конкретных подозреваемых.
В штате Колорадо разорвалась настоящая информационная бомба, которая может повлиять не только на местных правоохранителей, но и на отношение к ДНК-аналитике по всему миру. До последнего времени использование этих материалов в расследовании действительно считалось самым надежным методом изобличить преступника или оправдать невиновного.
Но что если не только Вудс и Вюнш занимались подлогами и манипуляциями с ДНК-тестами? Такое вполне можно представить. А правоохранителям, похоже, теперь придется относиться к работе судмедэкспертов с огромной осторожностью, какой бы профессиональной и беспристрастной она ни казалась на первый взгляд.