Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) на совещании в Общественной палате России (ОП РФ) представила проект рекомендаций к будущим выборам по итогам наблюдения за президентской кампанией. Среди прочего, эксперты предложили предусмотреть правовой механизм участия в выборах для избирателей, которые по различным причинам не смогли сделать это через ДЭГ. Проект вместе с докладом будет направлен в регионы для совместной доработки с местными экспертами.
Мероприятие открыла председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, исполнительный директор НОМ Алена Булгакова. Она подчеркнула, что на выборах президента были созданы все условия для многоуровневого независимого общественного контроля за соблюдением избирательных прав граждан. Как итог, в сравнении с 2018 годом, фейков и сообщений о якобы имевших место проблемах стало значительно меньше. Общественным контролем были охвачены все формы голосования, для чего наблюдатели были обеспечены комплексом методических материалов, неподдельный интерес к которым, по словам Булгаковой, выразили политические партии, международные наблюдатели и эксперты.
Как сообщил член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод, «Независимый общественный мониторинг» готовит доклад об итогах наблюдения за президентской кампанией — проект документа будет направлен в регионы для дополнения местным опытом работы и рекомендациями от экспертов на будущее. Брод представил на совещании главные выводы проекта доклада, подчеркнув: «Опыт, который был накоплен общественными штабами, некоммерческими организациями и наблюдателями за последние 5-6 лет, сработал и повысил открытость и законность процесса, и естественно доверие избирателей к итогам голосования».
Член СПЧ также представил рекомендации НОМ по итогам общественного мониторинга президентской кампании. В числе них: расширение круга лиц, имеющих право подачи заявления по месту нахождения, введение на законодательном уровне правовой ответственности для физических и юридических лиц за публичные призывы к умышленной порче бюллетеней, продолжение практики введения в регламенты избирательных комиссий субъектов, региональных Общественных палат возможности направления представителей палат для участия в заседаниях комиссий, проработка вопроса о возможности присутствия членов общественных штабов, а также рекомендованных общественными палатами электоральных экспертов при проверке документов от кандидатов на этапах выдвижения и регистрации.
Александр Брод особенно отметил, что в НОМ считают важным «для снижения риска сбоев при оформлении заявок на участие в ДЭГ и «Мобильном избирателе» синхронизацию и совершенствование алгоритмов обновления электронных баз данных МВД России и системы регистрации и учета избирателей. Механизм «Мобильный избиратель», по словам Брода, показал особую востребованность, при этом его возможности необходимо расширять: «Эта система эффективна и всегда нужно думать о том, чтобы сделать ее более доступной и удобной для избирателя».
С предложением согласился сопредседатель Корсовета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием, ответственный секретарь СПЧ Александр Точенов, заметив, что на прошедших выборах были зафиксированы единичные случаи несопоставленности ведомственных баз данных, в результате чего при подаче заявки на голосование в ДЭГ и при желании воспользоваться системой «Мобильный избиратель» человек сталкивался с проблемами.
Тезис Александра Точенова о том, как обеспечить право участия в выборах для тех, кто не смог проголосовать через ДЭГ, прокомментировал IT-эксперт, сопредседатель Корсовета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Олег Артамонов. По его словам, это «достаточно сложный вопрос», потому что, с одной стороны, в регионах должна быть создана техническая возможность для работы с электронными списками избирателей, а, с другой, — любое решение должно исключать возможность двойного голосования, обеспечивать принцип тайны волеизъявления. Вместе с тем эксперт считает, что в дальнейшем необходимо продолжать кодификацию процедур, связанных с электронным голосованием в соответствующих регламентах и положениях — «не ради бумажек», а «ради упорядочения работы самих наблюдателей, повышения понятности и удобства процесса для участников голосования». В дни выборов федеральная система ДЭГ показала свою устойчивость, масштабные внешние атаки не повлияли на ядро технологии, также отметил он.
О том, что дни выборов, и предшествующие этапы кампании, прошли на фоне беспрецедентного внешнего вмешательства, заявил и руководитель проектов АНО «Экспертный институт социальных исследований», член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. Он напомнил, что российская избирательная система, участники выборов столкнулись с массовыми попытками запугивания, угрозами в их адрес, телефонным терроризмом, провокациями на участках, кибер-атаками на интернет-ресурсах. «Все попытки внести хаос и дестабилизировать ситуацию оказались абсолютно безуспешными. Российские граждане продемонстрировали высочайший уровень зрелости и готовности противостоять различного рода провокациям», — подчеркнул он.
Как, отметил член Общественной палаты Чувашской Республики Альберт Комахидзе, активность общественных наблюдателей была высокой, они мгновенно реагировали на все запросы подтвердить или опровергнуть информацию. «В нашей Республике основу наблюдательского сообщества составляют люди, которые не в первый раз участвуют в выборах в таком статусе», — заметил он.