По итогам 2023 года экспорт сельхозпродукции Подмосковья составил 1 946 миллионов долларов. По экспорту продукции агропромышленного комплекса Московская область является одним из лидеров не только в ЦФО, но и в России. Во многом этому способствуют меры поддержки национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Об этом сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
«Для каждого производителя продукции выход на международный рынок — стратегически важный и ответственный шаг. Если твой товар успешно конкурирует с зарубежными аналогами, это всегда знак высокого качества, востребованности. В условиях санкций на федеральном и региональном уровне делается все возможное, чтобы поддержать российских производителей, обеспечить импортозамещение. Одно из стратегических направлений — продовольственная безопасность. Мы видим, что меры поддержки здесь работают, и отрасль чувствует себя вполне уверенно. Так, подмосковные сельхозпредприятия экспортируют свои товары почти в 100 стран. А по таким направлениям, как кисломолочные продукты, сыры, мясо птицы, говядина, свинина, напитки, переработка орехов, овощей, фруктов мы занимаем первое место в РФ. Планируем, что объем экспорта в этом году преодолеет знаковый рубеж – 2 млрд долларов, – сказал губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЕВ. – Со своей стороны обязательно продолжим помогать нашим экспортерам, внедрять новые удобные онлайн-сервисы. Сегодня подмосковные продукты, к примеру, можно видеть на полках супермаркетов в Объединенных Арабских Эмиратах. А в Китае очень полюбилось наше мороженое, поставки которого выросли в десятки раз».
Две третьих всего объема экспорта идет в страны СНГ. Лидеры здесь — Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан. Среди стран дальнего зарубежья главные импортеры — Китай, Вьетнам, Саудовская Аравия.
Так, за 2023 год Московская область поставила на зарубежные рынки: более 206 тысяч тонн мяса и птицы, из которых свинины – на 207,8 миллиона долларов, мяса птицы — на 231,8 миллиона долларов, говядины — на 145,8 миллиона долларов. Объем экспортируемых напитков составил свыше 280 тысяч тонн на 198,3 миллиона долларов, сыров и творога — 17,5 тысячи тонн на 67,9 миллиона долларов, а «кисломолочки» — 53,5 тысячи тонн на 66,7 миллиона долларов.
Экспорт плодовоовощных консервов вырос на 13 процентов — это 139 миллионов долларов. Основные страны, которые их закупают – Белоруссия, Казахстан и Израиль. Главными подмосковными экспортерами являются известный производитель фруктовых наполнителей и начинок «Аграна Фрут Московский регион», а также популярный производитель овощных закусок «Дядя Ваня Трейдинг».
В 2023-м на 20 процентов увеличился экспорт мороженого, он составил 567 тонн на сумму 2,8 миллиона долларов. Подмосковное лакомство оказалось особенно востребованным в Китае, всего за год экспорт туда вырос в 24 раза! Это заслуга таких крупных производителей как «Дмитровский молочный завод», «Чистая линия» (Долгопрудный), «Лагуна Койл» (Люберцы), «Иль Мио Мороженко» (Солнечногорск), «Фронери Рус» (Жуковский).
Крупнейшим каналом поставок подмосковной агропродукции является агрохаб «Селятино». Чтобы уменьшить сроки обработки продовольственных грузов и оптимизировать логистику, впервые в РФ там открыли фитосанитарную лабораторию.
***
Для экспортеров в Подмосковье запущен ряд удобных онлайн-сервисов. Один из них – «Контейнер для малого бизнеса». Компании могут подать заявку на Инвестпортале Московской области, чтобы включить свою продукцию в состав единого груза и отправить ее за рубеж.
Также экспортеры могут обратиться за получением услуги листинга — по размещению продукции на полках иностранных торговых сетей. Специалисты подмосковного Фонда поддержки ВЭД анализируют целевой рынок, его потребности и особенности, достигнув договоренности с зарубежными представителями.
А еще ранее был запущен онлайн-сервис «Пять шагов для экспорта», позволяющий начать работать за рубежом даже «новичкам». Предприниматель по пяти простым шагам может получить пять услуг: выбор страны, подбор покупателей, экспортный контракт, подготовка товара к экспорту, логистика.
Всего на Инвестпортале работают уже около 20 различных сервисов, разработанных для быстрого и эффективного подбора локаций, размещения бизнеса и производств, получения мер поддержки и консультаций, ведения экспортной работы.
Напомним, что в прошлом году на Петербургском Международном Экономическом Форуме губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал соглашение с АО «РЭЦ» по интеграции инвестиционного портала региона с федеральной цифровой платформой «Мой экспорт». Объединение информационных систем позволило подмосковным предприятиям получать федеральные и региональные меры поддержки через «одно окно».