В зоне спецоперации (СВО) погиб бывший капитан спецназа Эдуард Ульман, которого обвиняли в расстреле автомобиля с мирными жителями Чечни в 2002 году.
Узнайте больше в полной версии ➞17 лет назад, в 2007 году, ему вынесли обвинительный приговор. Но еще перед вынесением приговора он и двое других фигурантов дела исчезли, после чего были объявлены в федеральный розыск.
О гибели Ульмана сообщил экс-руководитель общественной организации «Союз военнослужащих "Защита"» Сергей Семанчук, поддерживавший спецназовца в ходе суда.
Факт подтвердила руководитель улан-удэнского отделения общественной организации «Женщины Бурятии» Наталья Коробенкова. Ульман был сослуживцем ее сына, а о его смерти в зоне СВО ей сообщила жена самого осужденного.
При каких обстоятельствах погиб Ульман и каким образом оказался в зоне СВО, на данный момент неизвестно. По сведениям некоторых Telegram-каналов, спецназовец по-прежнему находился в федеральном розыске.
В 2002 году, в ходе второй чеченской кампании, Эдуард Ульман был капитаном спецназа Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ. 11 января разведгруппа спецназа под его командованием, находясь в засаде в Шатойском районе Чечни, обстреляла автомобиль УАЗ. Как утверждали впоследствии сами спецназовцы, водитель машины не реагировал на требования остановиться и предупредительную стрельбу в воздух, поэтому огонь был открыт на поражение. В тот момент дорога, по которой ехала «буханка», была перекрыта в рамках операции по поимке известного полевого командира Хаттаба (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга).
В автомобиле оказались мирные жители, погибла 41-летняя беременная женщина, мать семерых детей. Другим раненым спецназовцы оказали первую помощь и увели в загон для скота, однако позже получили приказ от находившегося на пункте управления операцией майора Алексея Перелевского уничтожить всех. Ульман утверждал, что трижды просил повторить приказ майора, в последний раз дав прослушать его всем бойцам подразделения. После этого лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин исполнили приказ.
Но по версии обвинения, военные убили людей, испугавшись ответственности за содеянное (задание предусматривало огонь на поражение только в самом крайнем случае). Чтобы скрыть следы, спецназовцы погрузили тела в автомобиль, который попытались взорвать, имитируя наезд на фугас, а потом подожгли.
Позже началось расследование. В мае 2004 года Ульману и другим обвиняемым вынесли оправдательный приговор: присяжные посчитали, что военные выполняли приказ командования. Но на фоне жалоб представителей потерпевших приговор отменили, дело направили на новое рассмотрение. Уже в июне 2007 года Северо-Кавказский окружной военный суд заочно приговорил Ульмана к 14 годам лишения свободы. Трое других фигурантов получили от 9 до 12 лет колонии. Но в зале суда находился только Перелевский — остальные пропали перед вынесением приговора. Их объявили в розыск.
О судьбе Ульмана не сообщалось. Еще в ходе заседаний он называл обвинения незаконными, настаивая, что выполнял приказ.