Экономика
09:02, 27 мая 2024

Танкеры «Газпрома» начали терять деньги из-за угроз атак

«Ведомости»: СПГ-танкеры «Газпрома» начали обходить Красное море из-за хуситов
Платон Щукин (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Yuriko Nakao / Reuters

Угроза атаки на танкеры со сжиженным природным газом (СПГ) заставляет «Газпром» отправлять их в обход Суэцкого канала и Красного моря, то есть вдоль побережья Африки и мимо мыса Доброй Надежды. Об этом со ссылкой на данные компании Kpler и системы отслеживания судов MarineTraffic пишут «Ведомости».

Узнайте больше в полной версии ➞

Причиной увеличения маршрута стала угроза атак йеменского движения «Ансар Аллах» (хуситы), которые нападают на проходящие мимо суда для поддержки палестинского движения ХАМАС. Вначале хуситы утверждали, что запрещают проход судам, связанным с Израилем, но позднее атакам подвергались и нейтральные суда, в том числе связанные с Россией.

Поскольку маршрут в обход Африки в 1,5 раза длиннее, «Газпром» теряет деньги на изменении логистики. Как подчеркивают аналитики, авария газовоза в условиях дефицита такого вида судов в мире может обойтись компании гораздо дороже.

По расчетам ФГ «Финам», поставщик в зависимости от вместимости судна и ставки фрахта переплачивает из-за изменения пути 7-11 долларов на тысячу кубометров. Руководитель проектов компании «Имплемент» Иван Тимонин оценивает рост транспортных затрат при обходе Африки в 21 доллар на тысячу кубометров, до уровня 100 долларов.

В январе в обход Африки уже направлялся СПГ-танкер с проекта «Ямал СПГ» компании «Новатэк». Для «Газпрома» первым по такому пути направился СПГ-танкер «Псков» (ходит под флагом Габона) с 74,3 тысячи тонн СПГ на борту. Он вышел из бухты Дальняя в Финский залив 8 апреля, а прибыл к побережью Китая 21 мая.

Вторым судном стала плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский» (ходит под российским флагом), оно вышло с компрессорной станции «Портовая» с 75,6 тысячи тонн СПГ на борту. По мнению старшего аналитика по нефти Kpler Виктора Катоны, этот танкер также следует в Китай, хотя порт назначения не указан.

Эксперты отмечают, что экспорт СПГ в Китай рентабелен даже при таком усложнении логистики. Для того чтобы перевозки потеряли смысл, цены на газ в регионе должны упасть почти в два раза.

Ранее сообщалось, что по итогам 2023 года убыток «Газпрома» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составил 629 миллиардов рублей, в том числе отдельно на газовый бизнес пришлось 1,1 триллиона рублей убытка.

< Назад в рубрику