Новая волна телефонного мошенничества началась в России в июне. По данным «Известий», аферисты орудуют от имени сотрудников коммунальных служб и берут кредиты на крупные суммы на имена своих жертв.
Узнайте больше в полной версии ➞Звонки осуществляют под предлогом проверки электросчетчиков, перерасчета коммунальных платежей или скидок на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Чаще всего жителям страны звонят якобы работники «Мосэнергосбыта» или «Мосэнерго».
По ходу телефонного разговора злоумышленники выманивают у своих собеседников код из СМС, после чего используют его для доступа к аккаунту на портале «Госуслуг». Благодаря полученной оттуда информации аферисты берут от имени пострадавших кредиты и выводят денежные средства.
Жители страны, обманутые подобным способом, начали массово обращаться к правоохранителям. На данный момент следователями возбуждены десятки дел.
Один из пострадавших рассказал, что мошенники говорили с ним грамотно и аккуратно. Разговор начался с того, что ему сообщили о проверке электросчетчиков в его доме и попросили назначить время для визита мастера. В какой-то момент россиянина попросили назвать код, который пришел ему по СМС от «Госуслуг». Аферисты пояснили, что якобы отправляли мужчине письмо о грядущей поверке на портале, и спросили, не получал ли он его. «А там было ясно написано: "Никому не сообщайте код!"» — рассказал жители Подмосковья Александр Серебряков.
После этого заподозривший неладное россиянин позвонил в «Мосэнергосбыт» и спросил, действительно ли в его доме проводится поверка электросчетчиков. В организации ему сообщили, что это не так.
Другие пострадавшие рассказали, что им звонили якобы из «Мосэнерго» и сообщали о положенной выплате в размере 70 тысяч рублей «в связи с достижением 50-летия». Для получения выплаты россиянину надо было назвать номер банковской карты, паспорта, СНИЛС и ИНН. После этого от его имени были направлены запросы в различные кредитные организации. Доценту столичного вуза мошенники пообещали скидку на оплату ЖКУ в честь юбилея. Для ее получения нужно было якобы зарегистрироваться в электронной очереди в «Мосэнергосбыт» с помощью кода из СМС. Так женщина потеряла 250 тысяч рублей.
Как сообщает издание, большинство пострадавших — пенсионеры, проживающие на территории Москвы и области. Им начали звонить еще с конца мая. Суммы, потерянные в результате общения с мошенниками, доходят до десятков миллионов рублей.
Так, пенсионерку Светлану М. вынудили снять с ее счета в банке 12,5 миллиона рублей и передать их курьеру. А пенсионерка Елена М. под предлогом «сохранения сбережений от мошенников» продала свою иномарку, обналичила банковские счета и перевела аферистам 19,3 миллиона рублей.
В компании SafeTech считают, что «главной проблемой нашего времени» является использование СМС- и PUSH-кодов, от которых следует отказаться.
В конце прошлого года президент, председатель правления Сбера Герман Греф назвал три самых распространенных способа телефонного мошенничества.
Это взлом аккаунтов в мессенджерах и рассылка контактам сообщений с просьбой одолжить денег; запугивание тем, что близкий человек попал в тяжелую жизненную ситуацию и имеет проблемы с законом, для решения которых нужны деньги, а также звонки от якобы сотрудников спецслужб.
Последние заявляют о взломе счета и необходимости срочно перевести все деньги на «безопасный» счет, в действительности принадлежащий мошенникам.