В подавляющем большинстве случаев телефонные мошенники с января по октябрь 2024 года использовали звонки от имени сотрудников банков, органов государственной власти или операторов связи, а также предложение заработка в интернете или на инвестициях. Такие схемы в комментарии РБК назвал старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
Узнайте больше в полной версии ➞На эти способы приходится до 80 процентов от общего числа звонков. При этом две трети вызовов поступает через мобильную связь, а треть — через мессенджеры. Впрочем, в июле и августе отдельно на мобильную связь пришлось 89 процентов всех звонков.
Целью звонков от банков, операторов связи или госструктур является получение кода из СМС, установка на смартфон вредоносной программы или переход по фишинговой ссылке. Все эти способы позволяют получить доступ личному кабинету жертвы или приложению, а потом вывести имеющиеся деньги со счетов или предварительно оформить кредиты.
Предложение инвестиций является более сложной схемой. Сначала жертве после перевода небольшой суммы на сторонний счет разрешают «заработать» небольшое количество денег без права их вывода, а затем, получив гораздо более крупную сумму, мошенники пропадают.
Чугунов отметил, что мошенники становятся более грамотными, по сравнению с тем, что было ранее, они хорошо подготовлены по финансовой части, у них есть представление о психологии людей, чтобы в нужный момент оказать давление. Столкнувшись с такими звонками, 85 пострадавших сами снимали наличные, переводили деньги на неизвестные счета, отдавали их неизвестным или же делились со звонившими личной информацией.
Ранее Центробанк сообщил, что с 22 октября крупные российские банки должны будут не более чем за два часа отреагировать на поступившую информацию о мошенниках и внести их реквизиты в свои системы. С 1 января 2025 года срок сократится до одного часа.