Пабло Эскобар остается одним из самых знаменитых наркобаронов в мире даже спустя более 30 лет после смерти, а бандиты в Южной Америке обожествили его. В 1980-х его Медельинский кокаиновый картель контролировал 80 процентов мирового наркотрафика. Одним из самых известных способов доставки наркотиков в США Эскобар сделал авиаперевозки: у него была целая флотилия самолетов. Руководил этой кокаиновой эскадрильей американец кубинского происхождения, который только недавно согласился раскрыть подробности своей жизни. «Лента.ру» рассказывает историю Тирсо Домингеса.
Узнайте больше в полной версии ➞Автор подкаста Джонатан Уолтон познакомился с Домингесом еще в 2012 году, когда снимал документальный фильм об Эскобаре для исторического телеканала. Даже тогда, через 19 лет после смерти одиозного наркобарона, найти людей из его окружения, которые согласились бы открыто говорить о нем, было непросто.
В итоге через сложную сеть контактов Уолтону удалось выйти на Домингеса. Ранее о жизни бывшего пилота было известно немногое, хотя его арест в 1988 году наделал шума в американских СМИ.
На пике карьеры наркокурьера и дилера Домингес зарабатывал до сотни миллионов долларов, перевозя кокаин из Колумбии во Флориду. У него был флот самолетов, роскошные особняки, десятки редких гоночных автомобилей и ручная пума по кличке Топкэт.
В 2012 году Домингес согласился побеседовать с журналистом, однако сам фильм увидел в тюрьме, куда попал по некоему делу, подробностей которого не раскрывает. К тому времени он уже отсидел 13-летний срок за преступления, связанные с наркоторговлей. В 2025-м Уолтон снова встретился с 73-летним Домингесом и подробно расспросил о том, как он оказался на службе у самого страшного наркобарона 1980-1990-х годов.
Главный пилот Эскобара никогда не помышлял о преступной карьере. Домингес был приличным мальчиком из хорошей семьи. Его отец был известным бизнесменом на Кубе и владел пятью сахарными заводами, в том числе на Гаити. Затем из-за семейных проблем он перебрался в Майами, где стал владельцем крупного строительного бизнеса. Домингес собирался пойти по стопам отца.
Отец будущего наркокурьера, несмотря на успехи в строительстве, хотел вернуться к сахарному бизнесу, которым горел всю жизнь. В конце 1970-х бизнесмен запустил проект по покупке крупного предприятия на Пуэрто-Рико и перевозке его на Гаити, где владел землями.
Все это должно было стоить 40 миллионов долларов. Однако, когда сделка была оформлена и должны были начаться основные работы, у мужчины диагностировали рак в терминальной стадии. Он завещал свою мечту сыну.
Домингес, которому тогда было 20 лет, взялся было за дело, но тут выяснилось, что старые партнеры отца не горят желанием работать с ним. Они с огромным уважением относились к Домингесу-старшему, но иметь дело с его неопытным отпрыском не хотели. В итоге молодой человек нашел инвестора в Майами, который оказался мошенником, и лишил его денег.
Домингес с друзьями похитил инвестора, избил его и добился, чтобы тот отдал ему бизнес на 400 тысяч долларов по торговле редкими автомобилями.
Он нашел нового инвестора и даже почти обо всем договорился на Гаити. Но новый партнер заявил, что Домингес получит только 20 процентов от бизнеса и должен быть благодарен за это. Будущий наркокурьер Эскобара разорвал сделку и понял, что там, где речь идет о больших деньгах, доверять нельзя никому. Он все еще хотел завершить проект отца, но поклялся, что теперь сделает это без посторонней помощи.
Сначала Домингес решил возить марихуану с Багамских островов в Майами на лодке. Правда, это было связано со множеством опасностей, а однажды случилось событие, которое превратило его из водоплавающего наркокурьера в летающего. Домингес случайно передал у побережья груз наркотиков стоимостью 800 тысяч долларов не своим заказчикам, а неким другим наркоторговцам.
Молодого курьера «поставили на счетчик». Нужно было срочно искать выход, и Домингес его нашел. Он купил старенький винтовой самолет, быстро освоил пилотирование и начал возить наркотики по воздуху. Как утверждает Домингес, он не хотел связываться с кокаиновыми картелями, однако это пришлось сделать из-за долга.
По словам Домингеса, именно здесь его ангел-хранитель разошелся на полную. Молодому курьеру удавалось избегать поимки и выполнять задания своих кровожадных нанимателей точно в срок. Скоро он вернул 800 тысяч долларов с процентами и сделал себе репутацию самого лихого «кокаинового пилота» в Америке.
Слава Домингеса в определенных кругах стала настолько серьезной, что в середине 1980-х на него обратил внимание сам глава Медельинского кокаинового картеля Пабло Эскобар. Впрочем, курьер не сразу бросился в объятья нового босса. Домингес утверждает, что относился к своим нанимателям и наркотикам вообще без особого почтения.
Его вполне устраивали уже имевшиеся заработки. Домингес совершал по четыре перелета в месяц для конкурентов Эскобара и получал за каждый один миллион долларов. Глава Медельинского картеля же был решительно настроен перекупить пилота у конкурентов и сделал предложение, от которого тот просто не смог отказаться. Главный наркобарон Америки предложил ему совершать те же четыре рейса в месяц, но был готов платить по пять миллионов долларов за каждый.
Позже Эскобар разрешил Домингесу еще и самому продавать перевезенный кокаин. Пилот стал фактически партнером Медельинского картеля.
Все это произошло в середине 1980-х годов, когда Эскобар выбрался на пик своего криминального могущества, а обороты его картеля превышали бюджеты многих небольших государств. Своего лучшего пилота он не раз упоминал в беседах с близкими.
В беседе с Уолтоном Домингес признался, что все это чистая правда. Он пояснил, что разноцветные Lamborghini начал покупать, чтобы не нарушать традицию. После первых успешных перелетов в США Эскобар подарил ему спорткар под цвет рубашки, в которой он был в тот момент.
Роскошная жизнь длилась несколько лет. В 1988-м в дом Домингеса ворвались вооруженные до зубов полицейские и арестовали его с 12 подельниками. Их обвинили в ввозе как минимум пяти тонн марихуаны и кокаина на территорию США.
К тому времени наркокурьер владел роскошным особняком в Майами, управлял несколькими жилыми комплексами, собственными салонами редких машин, а также огромным автосалоном Lamborghini. Кроме того, у него был бизнес по продаже мобильных телефонов, которые могли себе позволить тогда только самые состоятельные люди: один аппарат стоил пять тысяч долларов.
Всего этого Домингес лишился в одночасье. У него изъяли 20 спорткаров разных марок, пять самолетов и недвижимость. Все это позже было продано с аукциона. Следователи утверждали, что свои предприятия Домингес использовал для распространения наркотиков.
В 1991-м бывший курьер пошел на сделку со следствием, признал себя виновным и получил 13 лет тюрьмы. Впрочем, сдаваться он, похоже, не собирался. Два года Домингеса продержали в одиночной камере, после того как выяснилось, что он спланировал дерзкий побег.
Оказалось, что находившийся за решеткой подручный Эскобара сумел купить вертолет и приказал пилоту забрать его прямо с тюремного двора. За забором Домингеса должна была ждать машина. Однако один из заключенных узнал обо всем и доложил властям.
В итоге Домингес отбыл полный срок. В 1993 году полицейский спецназ расправился с Эскобаром на крыше его убежища в колумбийском Медельине. История наркобарона, который завалил половину мира кокаином и заселил Колумбию бегемотами, окончательно превратилась в легенду.
Трудно понять, что из рассказа Домингеса является правдой, а что он приукрашивает — теперь бояться нечего. Тем не менее все время работы на Эскобара он явно ходил по очень тонкому льду, а его ангел-хранитель работал без выходных. И дело не только в опасностях, связанных непосредственно с перевозкой наркотиков.
У Медельинского картеля был еще один пилот-наркокурьер, история которого странным образом пересекается с судьбой Домингеса и закончилась самым драматическим образом, причем по вине президента США Рональда Рейгана.
Американец Барри Сил родился в 1939 году, в 15 научился управлять самолетом, а в 18 был завербован ЦРУ. В конце 1950-х он тайно поставлял оружие Фиделю Кастро под прикрытием американской разведки, которая тогда поддержала свержение диктатора Фильхенсио Батисты.
Тогда же у Домингеса-старшего начались те самые загадочные семейные проблемы, и они оказались в Майами. Видимо, проблемы эти были связаны с приходом к власти Кастро.
Сил рассказывал, что позже выполнял задания ЦРУ по всему свету, однако эти истории сегодня ставятся под сомнение исследователями. Как бы то ни было, в 1982-м Сил начал работать на Медельинский картель Эскобара. Он, как и Домингес, занимался перевозками кокаина и оружия по воздуху. Правда, получал, по данным источников, от 500 тысяч до 1,5 миллиона за рейс. К 1984 году Сил выполнил 150 рейсов и перевез наркотиков на пять миллиардов долларов.
В марте 1984-го его взяли сотрудники Управления по борьбе с наркотиками США (УБН). Произошло это в городе Форт-Лодердейл, как раз там, где Домингес позже откроет свой салон Lamborghini. Сил согласился стать информатором УБН. Ему удалось сделать фото Эскобара и других наркобаронов во время отправки огромного груза наркотиков, причем грузили кокаин солдаты армии Никарагуа. Штаты получили доказательства сотрудничества страны, где уже три года шла гражданская война, с колумбийскими картелями.
Домингес не называет точных дат, когда стал работать на Медельинский картель, известно только, что произошло это где-то в середине 1980-х. Вполне возможно, что его наняли на замену предателю-Силу. Скорее всего, за Домингесом велась постоянная слежка и любое подозрение в сотрудничестве с американскими властями стало бы сигналом к мгновенной расправе. После ареста в 1988 году ему, вполне возможно, предложили стать агентом или выдать какие-то сведения об Эскобаре. А вот сделал ли он это — неизвестно. Правда, учитывая, какой небольшой срок ему дали в итоге, — все может быть.
Сегодня Домингес утверждает, что полностью выплатил свой долг обществу, а времена, проведенные на службе у самого знаменитого наркобарона в истории, вспоминает с плохо скрываемой ностальгией. И слишком уж старательно пытается изобразить раскаяние.