Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) намерена к 31 октября сократить 70 процентов сотрудников Хабаровского судостроительного завода (ХСЗ). Соответствующий документ подписал гендиректор предприятия Михаил Боровский, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к корпорации.
Узнайте больше в полной версии ➞Поводом для такого решения называется «отсутствие объемов производства», а также обязательные указания генерального директора ОСК. Точные цифры увольнений не приводятся, но в отчете за 2024 год фигурировали 293 рабочих места. Если с того момента число сотрудников не менялось, то к ноябрю их должно остаться около 90.
ХСЗ основан в 1953 году, он входит в число крупнейших на Дальнем Востоке предприятий отрасли. Его специализацией является серийная постройка морских тральщиков и кораблей противолодочной обороны (охотников). В 2023 году на заводе работало более 500 человек.
Два года назад завод сдал два краболовных судна проекта 03141 — «Омолон» и «Кедон», а далее, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, значимых заказов не было. За последние два года построить удалось только землесос «Амурский-203», причем ХСЗ выступал в качестве субподрядчика Судоремонтно-судостроительной корпорации.
По словам эксперта, предприятие оказалось неконкурентоспособным. Другие верфи готовы выполнять заказы дешевле за счет близости к металлургическим предприятиям и производителям комплектующих, которые находятся в основном в европейской части страны. Кроме того, продолжительная зима в регионе ухудшает условия для спуска и испытания судов, а это также сказывается на конечной стоимости контрактов.
В прошлом году выручка завода упала на 72 процента, до 336 миллионов рублей, а чистый убыток вырос на 5 процентов, до 638,6 миллиона рублей. В апреле губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин говорил, что завод передадут в управление краю. Как указал Бурмистов, это последняя возможность сохранить актив, хотя решение будет довольно затратным.
Глава образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге (РАНХиГС) Дмитрий Десятниченко подтвердил, что главной проблемой многих судостроительных заводов в России остается их финансовая неустойчивость, что связано с устаревшей материальной базой, несерийным производством, неэффективной кооперацией.
В октябре прошлого года ВТБ получил в доверительное управление на пять лет 100 процентов акций ОСК, а глава банка Андрей Костин стал председателем совета директоров корпорации. По итогам аудита он сравнил ОСК с финансовой пирамидой, а позднее отмечал, что состояние верфей в России можно сравнить с музеем из-за древности оборудования.