«Лента.ру» начинает цикл публикаций, посвященных самым известным и жестоким организованным преступным группировкам 1990-х годов. За считанные годы они стали одной из самых влиятельных сил на руинах СССР. Безжалостные и беспощадные, ОПГ проникали во все сферы жизни, жестоко устраняя любые преграды на своем пути. Наш первый рассказ — про Ореховское организованное преступное сообщество (ОПС): созданное новгородским трактористом Сергеем Тимофеевым по кличке Сильвестр, оно быстро стало одной из самых мощных преступных группировок на всем постсоветском пространстве, но всего одна ошибка главарей привела к ее краху.
Узнайте больше в полной версии ➞Уроженец Новгородской области Сергей Тимофеев впервые попал в Москву осенью 1973 года во время призыва в армию — его распределили в одну из элитных подмосковных дивизий. После демобилизации он устроился на работу трактористом в Главмосстрой: в то время столица готовилась к Олимпиаде-80 и срочно требовались рабочие руки.
От Главмосстроя Тимофеев получил комнату в общежитии на Шипиловской улице (район Орехово-Борисово Северное). В 1978 году он женился: у пары родились двое детей и в начале 1980-х семья получила квартиру.
Когда страну стало лихорадить в последние годы существования Советского Союза, Тимофееву очень пригодились многочисленные знакомства среди спортсменов-любителей. Он стал собирать вокруг себя крепких и беспринципных молодых людей, готовых ради наживы пойти если не на все, то на многое.
Подручные Тимофеева дали ему кличку Сильвестр — появилась она так: в то время был невероятно популярен фильм «Рэмбо» с голливудским актером Сильвестром Сталлоне в главной роли. И в Орехово-Борисово шутили: конечно, Сталлоне крутой и мощный, но против Иваныча (Тимофеева) ему не устоять.
Ореховская ОПГ обложила данью сначала торговцев овощами и фруктами, а затем и наперсточников — уличных мошенников, которые за игрой в наперстки обманывали москвичей.
Следом подручные Тимофеева стали обирать мелких коммерсантов, а затем — «крышевать» крупные фирмы вместе с кооперативами по продаже бытовой техники, компьютеров и других товаров. Тех, кто пытался сопротивляться, бандиты избивали, пытали раскаленными утюгами и паяльниками, а также угрожали их детям.
Внутри своей группировки Сильвестр установил железную дисциплину — суровыми наказаниями карались даже малейшие провинности. Следил главарь и за внешним видом своих бойцов: по его указанию те сводили татуировки, меняли золотые коронки на зубах на металлокерамику, а также отказывались от массивных золотых цепей.
К середине 90-х ОПГ Сильвестра контролировала как минимум 30 банков, десятки крупных фирм и казино, сотни магазинов, ресторанов и автосалонов, а также все ключевые рынки Москвы. Альянс с влиятельной Солнцевской ОПГ еще больше укрепил позиции людей Тимофеева.
Стремясь к вершинам преступного мира, Сильвестр нажил себе опасных врагов, одним из которых был вор в законе и лидер Бауманской ОПГ Валерий Длугач (Глобус). Причиной вражды между Тимофеевым и Длугачем стало желание обоих контролировать популярный ночной клуб «Арлекино» на Красной Пресне.
В апреле 1993 года рядом с дискотекой «У ЛИС'Са» Глобуса ликвидировал штатный киллер «ореховских» Александр Солоник (Саша Македонский).
Известнейший советский спортсмен и председатель Фонда поддержки спортсменов имени Льва Яшина Отари Квантришвили также перешел дорогу Тимофееву, поскольку имел свои виды на место серого кардинала преступного мира Москвы. Его жизнь в апреле 1994 года оборвали выстрелы другого знаменитого киллера Ореховского ОПС — Алексея Шерстобитова (Леши Солдата).
Однако уже в сентябре того же 1994 года не стало и самого Сильвестра — его Mercedes взлетел на воздух в центре Москвы. После этого по иерархии место Тимофеева заняли Сергей Ананьевский (Культик), Сергей Володин (Дракон) и Николай Ветошкин (Витоха) — лидеры наиболее крупных бригад, входивших в империю Сильвестра.
По своим качествам Культик походил на Тимофеева и пользовался непререкаемым авторитетом среди «братвы». Однако своего друга он пережил всего на 1,5 года — весной 1996 года пули киллера настигли его неподалеку от здания посольства США. Спустя три недели та же участь постигла и Володина.
А когда в 1998 году в ходе бандитских войн не стало и Николая Ветошкина, Ореховско-медведковское ОПС возглавили Сергей Буторин (Ося) и Дмитрий Белкин (Белок) — бандиты с весьма лихим нравом.
Буторин в 1990-е годы был судим за разбойное нападение на столичного коллекционера антиквариата. При этом преступление заказал другой коллекционер, который хотел заполучить у первого отдельные раритеты. Но этому желанию не суждено было исполниться: заказчика нашли повешенным.
Он никогда дважды не требовал от коммерсантов платить ему дань — первый же отказ становился для них приговором. Понимая, что противостояние с Буториным станет для него роковым, Белкин признал Осю своим боссом, а тот взамен отдал ему в безраздельное владение несколько районов и, в первую очередь, подмосковный Одинцово.
Там Белкин собирал дань с коммерсантов и ликвидировал всех тех, кто вставал на пути его группировки.
Став во главе Ореховско-медведковского ОПС, Сергей Буторин сделал дисциплину внутри группировки еще жестче: теперь бандиты могли отправиться на тот свет за употребление спиртного и наркотиков, критику главаря или попытку отойти от дел. Именно такая участь постигла провинившегося участника ОПС Руслана Курбанова.
Его заманили на дачу, расправились с ним, а затем киллер Александр Пустовалов (Саша Солдат) расчленил тело — «разобрал на конструктор».
Вести дела они предпочитали по принципу «чем нас будет меньше, тем больше денег нам достанется». В 1995 году они решили избавиться от бывшего босса и экс-сотрудника КГБ Григория Гусятинского (Гриши Северного) — тот осел в Киеве, где с ним расправился отправленный Пылями Леша Солдат.
Следом по приказу Андрея Пылева (Карлика) в Греции в январе 1997 года бригада ликвидаторов во главе с Сашей Солдатом отправила на тот свет киллера Сашу Македонского, которого заподозрили в том, что он собирался расправиться с лидерами «ореховских».
В том же месяце пуля Леши Солдата оборвала жизнь еще одного противника братьев Пылевых — соучредителя сети «Ростикс» и директора стрип-клуба «Доллс» Иосифа Глоцера. Однако столь жесткой тактикой лидеры Ореховского ОПС привлекли внимание сотрудников правоохранительных органов.
Вместо него в России остались братья Пылевы, темные дела которых активно расследовал старший следователь военной прокуратуры Юрий Керезь.
Именно он возбудил в отношении «ореховских» уголовное дело сначала по статьям о вымогательствах и расправах, а затем и одно из первых в стране дел по статье 210 («Организация преступного сообщества или участие в нем») УК РФ. Бандиты пытались запугать Керезя, но это не удалось.
Когда лидеры «ореховских» поняли, что остановить Керезя не удастся, они отправили к нему киллера Олега Пронина (Аль Капоне). Тот под видом бомжа несколько дней провел во дворе дома, где жил следователь, а затем 20 октября 1998 года улучил момент и несколько раз выстрелил в Керезя — ранения стали летальными.
«Ореховские» надеялись, что расправа над Юрием помешает расследованию — но вышло совсем иначе. Коллеги Керезя поклялись во что бы ты ни стало отомстить бандитам и сдержали свое слово: в 1999 году начались первые задержания.
А 19 ноября был задержан киллер Пустовалов, который начал давать показания, рассказывая о многочисленных расправах.
Уже в 2001 году большинство бригад, входивших в Орехово-медведковское ОПС, были разгромлены и начались судебные процессы. В 2005, 2008 и 2011 годах основная масса «ореховских» получила приговоры, но их лидеры продолжали скрываться за границей.
Во время следствия он от всего отказывался, но после предъявления обвинения в окончательной редакции внезапно заговорил и стал давать подробнейшие показания об истории Ореховской, Медведковской, Солнцевской, Измайловской группировок и даже рисовал схемы взаимодействия преступных кланов Москвы.
Но это Осю не спасло — его и Олега Пылева (Саныча) суд приговорил к пожизненному лишению свободы, Андрей Пылев получил 21 год колонии. 10 участников Ореховского ОПС рангом пониже получили от 5 до 25 лет колонии. В 2014 году настал черед киллера Пронина (24 года колонии) и Дмитрия Белкина, получившего пожизненный срок.
В 2017 году в руках сотрудников правоохранительных органов оказался киллер «ореховских» Александр Шарапов, скрывавшийся в Волгоградской области — три года спустя за свои преступления он получил 15 лет лишения свободы.
В том же 2017 году другой ликвидатор ОПС, Игорь Сосновский (Чипит), был приговорен к 18 годам и 8 месяцам заключения за 16 расправ и 5 покушений — избежать пожизненного он смог, так как заключил сделку со следствием. Его напарник Сергей Фролов (Болтон) со следствием сотрудничать не стал и в июле 2023 года был приговорен к пожизненному сроку.
Всего по уголовным делам о преступлениях Ореховского ОПС был вынесен 41 приговор, по которым участники группировки суммарно получили 1 087 лет лишения свободы, не считая 5 пожизненных сроков. Причем к октябрю 2025 года почти все осужденные искупили свою вину и освободились. На зоне остается легендарный киллер Алексей Шерстобитов, который пишет книги и недавно развелся со своей женой.
Между тем в розыске уже больше 25 лет находится Владислав Макаров — бывший офицер Центрального РУБОП, переметнувшийся к «ореховским» и ставший их киллером. Он до сих пор выходит на связь со своими товарищами, но задержать его не удается.