Из программиста в президенты Достижения главы Nintendo Сатору Иваты

10 фото

О смерти Сатору Иваты стало известно 13 июля. Глава Nintendo, более 10 лет руководивший компанией, умер в возрасте 55 лет от онкологического заболевания. Несмотря на болезнь, в последние годы Ивата оставался публичной личностью и активно противостоял инвесторам, требовавшим от него то сократить штат сотрудников, то полностью отказаться от производства собственных консолей. «Лента.ру» вспоминает о достижениях президента, начинавшего простым программистом.

В отличие от многих глав игровых компаний, Сатору Ивата регулярно появлялся на публике. По его инициативе в Интернете начали публиковать записи круглых столов Iwata Asks. Президент лично расспрашивал геймдизайнеров о том или ином проекте, позволяя рядовым пользователям узнать больше о том, как продвигаются дела в обычно закрытых для посторонних глаз внутренних студиях Nintendo.

Выступление Сатору Иваты на Е3 2007

Фото: Mario Anzuoni / Reuters

В отличие от многих глав игровых компаний, Сатору Ивата регулярно появлялся на публике. По его инициативе в Интернете начали публиковать записи круглых столов Iwata Asks. Президент лично расспрашивал геймдизайнеров о том или ином проекте, позволяя рядовым пользователям узнать больше о том, как продвигаются дела в обычно закрытых для посторонних глаз внутренних студиях Nintendo.

Первую игру Сатору Ивата написал еще старшеклассником. Созданная им программа шла на одной из ранних моделей калькулятора Hewlett Packard. Темой игры послужил бейсбол, а первыми с ней познакомились одноклассники Иваты. Спустя много лет, выступая на выставке GDC 2005, он упомянул, что именно восторженная реакция друзей на этот проект позволила ему ощутить гордость за свое творение и укрепила в желании стать разработчиком игр.

Калькулятор HP 35

Фото: Seth Morabito / Flickr

Первую игру Сатору Ивата написал еще старшеклассником. Созданная им программа шла на одной из ранних моделей калькулятора Hewlett Packard. Темой игры послужил бейсбол, а первыми с ней познакомились одноклассники Иваты. Спустя много лет, выступая на выставке GDC 2005, он упомянул, что именно восторженная реакция друзей на этот проект позволила ему ощутить гордость за свое творение и укрепила в желании стать разработчиком игр.

В 1978 году Ивата поступил в Токийский технологический университет. В свободное от учебы время он регулярно отправлялся в магазин, первым в столице открывший отдел, который был посвящен исключительно домашним компьютерам. Там, разглядывая витрины, Ивата нашел единомышленников. Созданный ими клуб по интересам вырос в 1980 году в компанию HAL Laboratory. Название позаимствовали у вычислительной машины из кинофильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея: 2001», вышедшего в 1968 году. Сам Ивата стал постоянным сотрудником HAL в 1982 году. Позднее, уже возглавив Nintendo, он полушутливо замечал, что приобретенный в институте опыт в инженерном деле очень ему помогает — не дает быть одураченным проектировщиками новых консолей.

Кадр из фильма «Космическая одиссея: 2001»

Фото: a90 / Global Look

В 1978 году Ивата поступил в Токийский технологический университет. В свободное от учебы время он регулярно отправлялся в магазин, первым в столице открывший отдел, который был посвящен исключительно домашним компьютерам. Там, разглядывая витрины, Ивата нашел единомышленников. Созданный ими клуб по интересам вырос в 1980 году в компанию HAL Laboratory. Название позаимствовали у вычислительной машины из кинофильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея: 2001», вышедшего в 1968 году. Сам Ивата стал постоянным сотрудником HAL в 1982 году. Позднее, уже возглавив Nintendo, он полушутливо замечал, что приобретенный в институте опыт в инженерном деле очень ему помогает — не дает быть одураченным проектировщиками новых консолей.

Среди наиболее известных игр, в программировании которых участвовал Cатору Ивата, — Balloon Fight. Персонаж пользователя летает по уровням на двух воздушных шарах, а враги пытаются его сбить. Если диверсанты преуспеют, незадачливого воздухоплавателя сожрет вечно голодная пиранья. В 1985 году игра появилась на аркадных автоматах, а в 1986-м — на домашней приставке NES (в России получила широкую известность «Денди» — китайский нелегальный клон этой консоли).

Картридж Balloon Fight

Фото: Bryan Ochalla / Flickr

Среди наиболее известных игр, в программировании которых участвовал Cатору Ивата, — Balloon Fight. Персонаж пользователя летает по уровням на двух воздушных шарах, а враги пытаются его сбить. Если диверсанты преуспеют, незадачливого воздухоплавателя сожрет вечно голодная пиранья. В 1985 году игра появилась на аркадных автоматах, а в 1986-м — на домашней приставке NES (в России получила широкую известность «Денди» — китайский нелегальный клон этой консоли).

Один из самых известных игровых циклов, к созданию которых приложила руку HAL Laboratory, — серия платформеров о розовом шарике Кирби. Своим именем герой обязан не одиозным американским пылесосам, а адвокату Джеку Кирби, успешно защитившему Nintendo от претензий Universal City Studios в 1984 году.  
Появление Кирби на домашних консолях состоялось в марте 1993 года, когда в Японии вышла Kirby's Adventure для консоли NES. Этот же год стал переломным для HAL Laboratory. Компания была на грани банкротства, но назначенный на пост президента Ивата сумел спасти ее от разорения. Одновременно он продолжал создавать игры. В 1995 году на NES в США вышел нишевый хит Earthbound (в Японии — Mother 2), программу для которого Ивата написал в одиночку.

Японская обложка игры Kirby's Adventure

Один из самых известных игровых циклов, к созданию которых приложила руку HAL Laboratory, — серия платформеров о розовом шарике Кирби. Своим именем герой обязан не одиозным американским пылесосам, а адвокату Джеку Кирби, успешно защитившему Nintendo от претензий Universal City Studios в 1984 году. Появление Кирби на домашних консолях состоялось в марте 1993 года, когда в Японии вышла Kirby's Adventure для консоли NES. Этот же год стал переломным для HAL Laboratory. Компания была на грани банкротства, но назначенный на пост президента Ивата сумел спасти ее от разорения. Одновременно он продолжал создавать игры. В 1995 году на NES в США вышел нишевый хит Earthbound (в Японии — Mother 2), программу для которого Ивата написал в одиночку.

Еще до ухода в Nintendo в 2000 году Сатору Ивата придумал совместно с геймдизайнером Масахиро Сакураем концепцию файтинга-капустника, в котором бы на арене сошлись герои из разных циклов Nintendo. Новинка получила название Super Smash Bros. Когда в 2001 в HAL трудились над продолжением — Super Smash Bros. Melee для консоли GameCube, Ивата еще не стал президентом Nintendo, однако занимал один из руководящих постов в компании. Узнав, что с проектом возникли трудности и его могут не сдать в срок, он отправился в HAL и примерно три недели отлаживал программу лично: тестировал ее, определял, в чем причина неполадок, и либо исправлял их самостоятельно, либо объяснял коллегам, что нужно сделать. В результате игра вышла в срок. Сам сериал Super Smash Bros. существует до сих пор — в 2014 году появился новый выпуск для консолей 3DS и Wii U.

Демонстрация Super Smash Bros. (2014) на игровой выставке Е3

Фото: Jae C. Hong / AP

Еще до ухода в Nintendo в 2000 году Сатору Ивата придумал совместно с геймдизайнером Масахиро Сакураем концепцию файтинга-капустника, в котором бы на арене сошлись герои из разных циклов Nintendo. Новинка получила название Super Smash Bros. Когда в 2001 в HAL трудились над продолжением — Super Smash Bros. Melee для консоли GameCube, Ивата еще не стал президентом Nintendo, однако занимал один из руководящих постов в компании. Узнав, что с проектом возникли трудности и его могут не сдать в срок, он отправился в HAL и примерно три недели отлаживал программу лично: тестировал ее, определял, в чем причина неполадок, и либо исправлял их самостоятельно, либо объяснял коллегам, что нужно сделать. В результате игра вышла в срок. Сам сериал Super Smash Bros. существует до сих пор — в 2014 году появился новый выпуск для консолей 3DS и Wii U.

Ивата стал президентом Nintendo в 2002 году, приняв эстафету у Хироси Ямаути, предыдущего руководителя компании. Ямаути лично выбрал преемника, изменив традиции, которая предписывала сделать главой кого-нибудь из членов его семьи, владевшей Nintendo с момента ее основания. Ивате досталась компания, переживавшая не лучшие времена. На рынке консолей доминировала Sony с PlayStation 2, и приставке GameCube от Nintendo не удалось изменить статус кво.

Выступление Иваты на Е3 2008

Фото: Ric Francis / AP

Ивата стал президентом Nintendo в 2002 году, приняв эстафету у Хироси Ямаути, предыдущего руководителя компании. Ямаути лично выбрал преемника, изменив традиции, которая предписывала сделать главой кого-нибудь из членов его семьи, владевшей Nintendo с момента ее основания. Ивате досталась компания, переживавшая не лучшие времена. На рынке консолей доминировала Sony с PlayStation 2, и приставке GameCube от Nintendo не удалось изменить статус кво.

Ивата взял курс на расширение аудитории поклонников игр и создание интерактивных развлечений, интуитивно понятных людям всех возрастов. Одно из воплощений этого замысла — карманная консоль Nintendo DS с двумя экранами. Приставка вышла в Японии в 2004 году и мгновенно завоевала симпатии потребителей. К сентябрю 2014 года все ее различные модификации разошлись по миру общим тиражом в 154,1 миллиона экземпляров, дав повод назвать DS самой востребованной карманной приставкой в истории видеоигр и второй по успешности игровой консолью (первое место — за PlayStation 2). После появления первых отчетов о финансовых успехах DS в интернете стали очень популярны фотоколлажи, на которых DS отводили роль принтера денег. Преемница DS — cовременная консоль Nintendo 3DS и ее различные итерации.

Сатору Ивата демонстрирует карманную консоль Nintendo DS

Фото: Katsumi Kasahara / AP

Ивата взял курс на расширение аудитории поклонников игр и создание интерактивных развлечений, интуитивно понятных людям всех возрастов. Одно из воплощений этого замысла — карманная консоль Nintendo DS с двумя экранами. Приставка вышла в Японии в 2004 году и мгновенно завоевала симпатии потребителей. К сентябрю 2014 года все ее различные модификации разошлись по миру общим тиражом в 154,1 миллиона экземпляров, дав повод назвать DS самой востребованной карманной приставкой в истории видеоигр и второй по успешности игровой консолью (первое место — за PlayStation 2). После появления первых отчетов о финансовых успехах DS в интернете стали очень популярны фотоколлажи, на которых DS отводили роль принтера денег. Преемница DS — cовременная консоль Nintendo 3DS и ее различные итерации.

Успех ждал и домашнюю консоль Wii, идею которой лоббировал Ивата. У конкурентов, PlayStation 3 и Xbox 360, использовались более совершенные технические компоненты. Однако интуитивно понятное управление и низкая стоимость помогли привлечь к приставке внимание даже тех, кто геймером себя никогда не считал. «Я не говорю, что технологии неважны. Но если мы просто сосредоточимся на технологиях и начнем вкладывать все деньги в создание более совершенных процессоров, мы не преуспеем как компания», — объяснял Ивата свой замысел.
Хотя в России исторически сложилось пренебрежительное отношение к Wii, на Западе она долгое время обгоняла по продажам конкурентов. Общее количество реализованных во всем мире экземпляров Wii достигло 105,5 миллионов копий — по данным на март 2015 года. Преемница Wii — консоль Wii U, стартовавшая на Западе в ноябре 2012 года.

Сатору Ивата играет в Wii Sports на выставке E3 2006

Фото: Robert Galbraith / Reuters

Успех ждал и домашнюю консоль Wii, идею которой лоббировал Ивата. У конкурентов, PlayStation 3 и Xbox 360, использовались более совершенные технические компоненты. Однако интуитивно понятное управление и низкая стоимость помогли привлечь к приставке внимание даже тех, кто геймером себя никогда не считал. «Я не говорю, что технологии неважны. Но если мы просто сосредоточимся на технологиях и начнем вкладывать все деньги в создание более совершенных процессоров, мы не преуспеем как компания», — объяснял Ивата свой замысел. Хотя в России исторически сложилось пренебрежительное отношение к Wii, на Западе она долгое время обгоняла по продажам конкурентов. Общее количество реализованных во всем мире экземпляров Wii достигло 105,5 миллионов копий — по данным на март 2015 года. Преемница Wii — консоль Wii U, стартовавшая на Западе в ноябре 2012 года.

Под присмотром Иваты развивались многие популярные игровые сериалы Nintendo — от ролевых игр The Legend of Zelda до симулятора мэра Animal Crossing. Президент регулярно брал на себя личную ответственность за происходящее в компании. Так, в 2011 году он объявил, что вычтет из своей годовой зарплаты 50 процентов в связи с тем, что продажи новой на тот момент консоли Nintendo 3DS оказались ниже прогнозируемых, библиотека игр для приставки пополняется медленно. Кроме того, цену на устройство пришлось снизить через примерно полгода после поступления в магазины Японии, США и Европы.

Фото: Danny Moloshok / Reuters

Под присмотром Иваты развивались многие популярные игровые сериалы Nintendo — от ролевых игр The Legend of Zelda до симулятора мэра Animal Crossing. Президент регулярно брал на себя личную ответственность за происходящее в компании. Так, в 2011 году он объявил, что вычтет из своей годовой зарплаты 50 процентов в связи с тем, что продажи новой на тот момент консоли Nintendo 3DS оказались ниже прогнозируемых, библиотека игр для приставки пополняется медленно. Кроме того, цену на устройство пришлось снизить через примерно полгода после поступления в магазины Японии, США и Европы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше