Свою официальную программу объявил Каннский фестиваль, который начнется во Франции уже 17 мая. В этот раз от самого престижного киносмотра мира ждали даже более представительной, чем обычно, линейки мировых премьер — хотя бы по той причине, что в 2017-м фестиваль пройдет в 70-й раз.
Судя по программе, юбилей, как минимум, не будет скучным. В конкурсе нашлось место как давним фаворитам фестивалей класса «А» (Михаэль Ханеке, Тодд Хэйнс, Франсуа Озон), так и возмутителям спокойствия в авторском кино (Хон Сан-су, братья Сэфди, Йоргос Лантимос). Попали в программу и три российских фильма, причем два — в основной конкурс.
«Лента.ру» выбрала самые интригующие фильмы фестиваля, не сомневаясь, что рано или поздно их сможет увидеть не только каннская публика, но и российский зритель.
Кадр: фильм «Роковое искушение»
София Коппола осваивается в статусе самого актуального режиссера в собственном семействе (ее папа Фрэнсис Форд Коппола не снимал ничего для кино уже шесть лет) — и будет одним из главных фаворитов в конкурсе Канн.
Новый фильм автора «Трудностей перевода» и «Девственниц-самоубийц» переосмысливает сюжет вестерна 1971 года «Обманутый». В нем Клинт Иствуд играл раненного на Гражданской войне солдата, которого приютили в пансионе благородных девиц, — причем Коппола рассматривает это неуютное соседство уже с точки зрения женщин (их сыграли, например, Николь Кидман и Эль Фэннинг, а иствудовская роль отошла Колину Фарреллу).
Кадр: фильм «Окча»
Поклонникам южнокорейского кино не нужно представлять Пон Джун-хо — человека, в фильмографии которого есть минимум два фильма, не уступающих по мощи любым другим картинам, снятым в ХХI веке, — это «Воспоминания об убийстве» и «Вторжение динозавра».
Отобранная в каннский конкурс «Окча» — вторая после резвой антиутопии «Сквозь снег» работа Пона в англоязычной киноиндустрии. Впрочем, учитывая, что сюжетом движет девочка, защищающая от злых корпораций неведомое огромное чудо-юдо, и зная, как кореец умеет размывать границы между жанровым зрелищем и большим киноискусством, можно сказать точно: ни на какое западное кино «Окча» не будет похожа. Сам Пон в интервью отметил, что вдохновлялся «Поросенком Бэйбом» и мультфильмами Хаяо Миядзаки.
Кадр: фильм «Двуличный любовник»
Франсуа Озон уже давно не выглядит таким возмутителем спокойствия, как в конце 1990-х, а его провокативные, замешанные на парадоксах сексуальности и коммуникации, фильмы сейчас чаще всего смотрятся вполне буржуазной, добродушной сатирой на завихрения европейской жизни. В своем новом, отобранном в основной конкурс Канн фильме «Двуличный любовник» Озон возвращается к современным историям после короткой ретро-гастроли в прошлогоднем «Франце».
В «Любовнике» режиссера, похоже, интересует более-менее все то же, что и всегда — сумрачная зона между фантазией и реальностью, между личностью и тем своим образом, который она проецирует на публике. Все это — на сюжете о романе психически неустойчивой девушки (позврослевшая звезда «Молодой и прекрасной» Марина Вакт) с ее собственным психотерапевтом (завсегдатай кино братьев Дарденн Жереми Ренье). Тот, впрочем, судя по названию, явно что-то скрывает.
Постер к фильму «Злодейка»
Почти на каждом Каннском фестивале во внеконкурсной программе обнаруживается выдающийся жанровый фильм из Южной Кореи — в прошлом году таким был зомби-хоррор «Поезд в Пусан». В этом ту же судьбу (в том числе по части рекордных сборов в прокате) очень может повторить «Злодейка» — движимая сексуальным напряжением история одной вендетты, которую осуществляет молодая кореянка, вернувшаяся на родину из Китая с парой скелетов в шкафу и профессией киллера.
Кадр: фильм «Ты никогда здесь не был»
После с успехом принятой на фестивалях по всему миру драмы «Что-то не так с Кевином» Линн Рэмси успела со скандалом сбежать со съемок вестерна «Джейн берет ружье», наплевав на репутацию в Голливуде. О том, как портить отношения с миром и при этом неизменно оставаться на коне, многое может рассказать и звезда новой картины Рэмси Хоакин Феникс — он сыграл в «Ты никогда здесь не был» ветерана боевых действий, который на гражданке берется защитить юную девушку от торговцев женским телом. Новый «Таксист»?
Кадр: фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках»
С этой экранизацией известного рассказа Нила Геймана в режиссуру после семилетней паузы возвращается Джон Кэмерон Митчелл — видная фигура нью-йоркской богемы, создатель популярного трансгендер-рок-мюзикла «Хедвиг и злосчастный дюйм», а также автор передовой для начала 2000-х секс-драмы «Клуб "Шортбус"». В Каннах эту фантастическую мелодраму о знакомстве приземленных английских парней с далеко не простыми, и не факт, что земными девчонками покажут вне конкурса — причем в паре важных ролей здесь, как и в конкурсном «Роковом искушении» Копполы, заняты Кидман и Эль Фэннинг.
Кадр: фильм «Истории семьи Майровиц»
Ноа Баумбах вот уже двадцать с небольшим лет является одной из самых выразительных и интересных фигур в независимом американском кино — но при этом до сих пор никак не может отделаться от хейтеров, которых раздражает литературная, преувеличенная вербальность и хипстерский образ жизни героев сатирических комедий режиссера (см. «Госпожа Америка» и «Милая Фрэнсис»).
Выбор новой ленты Баумбаха в основной конкурс Канн должен наконец вывести режиссера к непререкаемой, заслуженной репутации. Характерно, что главные роли в этой истории о непростом и недолгом воссоединении давно уставших друг от друга членов одной семьи сыграли Адам Сэндлер и Бен Стиллер. Такого специфического двойного удара Канны, кажется, еще не видели.
Кадр: фильм «Кроткая»
Сергея Лозницу, образцового постсоветского режиссера (родился в Белоруссии, по национальности украинец, учился и начал снимать кино в России, а последние 15 лет живет в Германии), в Каннах в принципе очень ценят — здесь проходили премьеры многих его документальных полотен, а игровые «Счастье мое» и «В тумане» участвовали в основном конкурсе.
Лозница снова будет претендовать на «Золотую пальмовую ветвь» и с вдохновленной повестью Достоевского «Кроткой» — которая несмотря на международное финансирование, должна считаться одним из трех российских фильмов в официальной программе (кроме конкурсной «Нелюбви» Звягинцева и «Тесноты» Кантемира Балагова, включенной во вторую по важности секцию «Особый взгляд»).
Кадр: фильм «Клинок бессмертного»
Такаси Миике еще лет десять-пятнадцать назад разнообразием, радикальностью и неординарностью своих фильмов заслужил редкий в современном кино статус: он фигурирует вне любых контекстов — японского кино, фестивальных преференций, жанровых рамок и правил хорошего вкуса. При этой обособленности от любых веяний моды и запросов аудитории Миике продолжает снимать по два-три фильма в год, в диапазоне от лютых якудза-боевиков до абсурдистского манга-фэнтези. Канны же не упускают возможности лучшие из них показывать вне конкурса или в параллельных секциях.
«Клинок бессмертного» по описанию кажется идеальным для Миике материалом — это экранизация манги о неупокоенном самурае, которому нужно убить тысячу человек, чтобы наконец познать смерть.
Кадр: фильм «Хеппи-энд»
Конечно же, самая именитая фигура в конкурсе Каннского фестиваля-2017 — это австриец Михаэль Ханеке, завсегдатай Круазет еще с начала 1990-х, один из немногих режиссеров, дважды выигрывавших здесь «Золотую пальмовую ветвь» (за «Белую ленту» и «Любовь» — последняя также заслужила «Оскар»). Один из самых безжалостных кинематографистов нашего времени продолжает вскрывать разнообразные язвы того проблемного бытия, которое ведет каждый современный человек, — с легкостью переключаясь между психосексуальным гиньолем («Пианистка») и жестокой, провокационной сатирой на повседневность («Забавные игры»).
Новый фильм Ханеке «Хеппи-энд» не только вновь сводит в кадре уже игравших у режиссера в «Любви» Жан-Луи Трентиньяна и Изабель Юппер, но и берет в качестве фона переживаемый Европой кризис беженцев.
Кадр: фильм «Призраки Исмаэля»
Когда предыдущий фильм француза Арно Деплешена «Три воспоминания о моей юности» не попал в основной каннский конкурс, удовлетворившись параллельной секцией «Двухнедельник режиссеров», по поводу мотивации каннских отборщиков разразился довольно громкий скандал — тем более что «Три воспоминания» были буквально обласканы критиками, а потом и зрителями. В этом году Канны в некотором смысле возвращают Деплешену должок — «Призраков Исмаэля» выбрали в качестве фильма-открытия фестиваля, тем самым обеспечив этой мелодраме внимание прессы, прокатчиков и зрителей по всему миру.
Как часто бывает у Деплешена, в вымышленный сюжет он вплетает автобиографические мотивы — и делает главного героя, спустя 20 лет разлуки встречающего когда-то исчезнувшую без следа возлюбленную, кинорежиссером. Разыгрывает эту историю о знакомых каждому чувствах (в диапазоне от травмы расставания с настоящей любовью до травмы ее возможного обретения вновь) впечатляющий актерский состав: Марион Котийяр, Луи Гаррель, Шарлотта Генсбур и Матье Амальрик.
Постер к фильму «Плоть и песок»
Кроме долгожданной возможности увидеть новые фильмы хорошо известных и любимых режиссеров, Каннский фестиваль каждый год гарантирует и новые зрительские открытия — будь то архивные раритеты из программы «Каннская классика», новейший короткий метр или полнометражные режиссерские дебюты, попадающие если не в основной конкурс, то в секции «Неделя критики», «Двухнедельник режиссеров» или даже «Особый взгляд» (чего добилась в этом году «Теснота», первый фильм россиянина Кантемира Балагова, учившегося режиссуре у Александра Сокурова).
В этом году некоторые новые горизонты, впрочем, открывают не только гости, но и сам Каннский фестиваль — в его программу впервые в истории включен VR-проект. Причем виртуальную реальность в «Плоти и песке» проверяет кинематографом не кто-нибудь, а режиссер «Выжившего» и «Бердмэна» Иньярриту.
Кадр: фильм «Мир, полный чудес»
Предыдущий фильм Тодда Хэйнса «Кэрол» после премьеры и невероятно теплого приема в Каннах весь следующий год собирал самые разнообразные награды и премии — вплоть до шести номинаций на «Оскар». Теперь режиссер, как мало кто умеющий воссоздавать на экране язык классического Голливуда — чтобы тут же подрывать его современностью самих сюжетов, возвращается на Круазет.
«Мир, полный чудес» параллельно рассказывает истории двух глухих детей — мальчика из 1977-го и девочки из 1927-го — и хвастает как экспериментами с киноязыком (часть фильма снята, как немое кино), так и перформансом Джулианны Мур в центральной роли.
Кадр: фильм «Нелюбовь»
По части зарубежного признания из действующих российских режиссеров с Андреем Звягинцевым может сравниться только, наверное, Александр Сокуров — и новому фильму номинанта на «Оскар» прогнозировали попадание в конкурс Канн еще до того, как на съемках «Нелюбви» впервые прозвучала команда «Мотор». Судя по тому, что известно об этой драме, Звягинцев сбавляет градус социальной критики, которая привлекла так много внимания к «Левиафану»: «Нелюбовь» рассказывает о том, как исчезновение сына-школьника заставляет собравшихся разводиться супругов отложить планы на новую жизнь.
Постер к фильму «Пока мы здесь»
В менее хлебные годы любой новый фильм Киеси Куросавы вполне мог бы претендовать на место в основном конкурсе Канн — в этом мае Куросаве придется удовлетвориться второй по значимости программой фестиваля «Особый взгляд».
Ему не привыкать: в 2015-м японец выиграл в этой секции режиссерский приз (за «Путешествие к берегу»), а в 2008-м — приз жюри (за «Токийскую сонату»). Основная область интересов Куросавы — пределы жанра хоррор, где размывается грань между подлинной жутью и липкой иллюзией повседневного покоя. Его предыдущая картина «Жуткий», по версии «Ленты.ру», входит в число лучших фильмов прошлого года.
В Канны Куросава привезет «Пока мы здесь» — историю явления на Земле троих инопланетян, изучающих возможность полноценного вторжения, но успевающих и втроем наломать в нашем мире дров.
Кадр: фильм «Твин Пикс»
По состоянию на 2017 год телесериалы прочно прописались не только в ежедневной повестке примерно половины населения планеты, но и в программных сетках всех главных мировых кинофестивалей — в феврале на Берлинале показывали не только отреставрированный пятисерийный телепроект Райнера Вернера Фассбиндера «Восемь часов еще не день» (чуть ли не впервые за сорок лет), но и пилоты пяти новых европейских сериалов вроде «Британских СС», «Под одним небом» и «Патриота». Мировая премьера «Молодого папы» с Джудом Лоу состоялась на киносмотре в Венеции. Регулярно презентует новые сериалы «Сандэнс» — и именно он в свое время зародил этот тренд, в 2013 году устроив премьеру детективного сериала «Вершина озера» Джейн Кэмпион (снятого для канала Sundance TV).
Что ж, Канны теперь тоже не отстают от конкурентов — а сериальная история фестиваля начинается как раз с той же «Вершины озера», второй сезон которой впервые увидят именно на Круазет. Но, конечно, еще логичнее и уместнее смотрится главная сенсация из программы Канн-2017 — на лучшем кинофестивале планеты пройдет мировая премьера новых серий лучшего телесериала в истории. Да, 22 мая возвращение «Твин Пикс» в любом случае увидит весь мир — но раз мы ждали его 25 лет, почему бы не сократить ожидание на день-другой (не говоря уже о бонусе в виде гигантских экранов каннских кинотеатров)?
Кадр: фильм «Убийство священного оленя»
После англоязычного «Лобстера», гомерически смешной и горькой сатиры на всех нас, взрослых людей, грек Йоргос Лантимос стал оскаровским номинантом и обрел мировую славу. Надо ли говорить, что премьера фильма и его первый приз два года назад случились в каннском конкурсе? Именно Канны в свое время и открыли Лантимоса (а заодно всю «новую греческую волну»): в 2009-м его едкий «Клык», радикально и хитро деконструировавший самые базовые бытийные связи между людьми, выиграл главный приз в секции«Особый взгляд».
Сейчас Лантимос вновь едет в Канны — конечно, в конкурс — со своим вторым англоязычным фильмом, более того, вторым подряд с Колином Фарреллом в главной роли. В этот раз актер сыграл тюфяка-хирурга, который себе на беду взял шефство над проблемным, скрывающим дурные намерения подростком.