Наука и техника

Кистью и краской Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши

Цикл«Лента.ру»-2017: лучшее
16 фото

Украинский фотограф Артур Бондарь, обнаруживший уникальный архив снимков времен Великой Отечественной войны, не остановился на достигнутом и получил доступ к редким коллажам тех лет. «Лента.ру» публикует лучшие экземпляры из его коллекции и рассказывает историю их появления.

В годы Великой Отечественной пропаганда и агитация стали одним из мощнейших инструментов поддержания боевого духа бойцов Красной армии и граждан Советского Союза.

Фото: личный архив Артура Бондаря

В годы Великой Отечественной пропаганда и агитация стали одним из мощнейших инструментов поддержания боевого духа бойцов Красной армии и граждан Советского Союза.

Знаменитые советские плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты, радиопередачи и трансляции записей во вражеских окопах называли «третьим фронтом».

Фото: личный архив Артура Бондаря

Знаменитые советские плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты, радиопередачи и трансляции записей во вражеских окопах называли «третьим фронтом».

Решение о производстве подобных материалов было принято в первые дни Великой Отечественной войны.

Фото: личный архив Артура Бондаря

Решение о производстве подобных материалов было принято в первые дни Великой Отечественной войны.

Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.

Фото: личный архив Артура Бондаря

Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.

Уже 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати было назначено Совинформбюро.

Фото: личный архив Артура Бондаря

Уже 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати было назначено Совинформбюро.

Во время Великой Отечественной войны простой фотограф не имел возможности попасть на фронт: иметь камеру и фотографировать приравнивалось к военному преступлению.

Фото: личный архив Артура Бондаря

Во время Великой Отечественной войны простой фотограф не имел возможности попасть на фронт: иметь камеру и фотографировать приравнивалось к военному преступлению.

Командированные фотографы отсылали негативы в Совинформбюро, где они подвергались ретуши. Из разных фотографий разных авторов составлялись батальные коллажи, после чего их подкрашивали гуашью и чернилами.

Фото: личный архив Артура Бондаря

Командированные фотографы отсылали негативы в Совинформбюро, где они подвергались ретуши. Из разных фотографий разных авторов составлялись батальные коллажи, после чего их подкрашивали гуашью и чернилами.

Это называлось «художественной ретушью», поскольку занимались этим мастера с художественным образованием.

Фото: личный архив Артура Бондаря

Это называлось «художественной ретушью», поскольку занимались этим мастера с художественным образованием.

После ретуши делались фотокопии коллажей, которые и пускались в печать.

Фото: личный архив Артура Бондаря

После ретуши делались фотокопии коллажей, которые и пускались в печать.

Из-за крупного газетного растра (свойство печати того времени) практически невозможно было рассмотреть искусно выполненную манипуляцию.

Фото: личный архив Артура Бондаря

Из-за крупного газетного растра (свойство печати того времени) практически невозможно было рассмотреть искусно выполненную манипуляцию.

После развала СССР найти настоящие коллажи того периода было практически невозможно.

Фото: личный архив Артура Бондаря

После развала СССР найти настоящие коллажи того периода было практически невозможно.

Однажды Артур Бондарь заметил нечто похожее на оригинальный коллаж на барахолке в Грузии. Тот экземпляр был в ужасном состоянии.

Фото: личный архив Артура Бондаря

Однажды Артур Бондарь заметил нечто похожее на оригинальный коллаж на барахолке в Грузии. Тот экземпляр был в ужасном состоянии.

После этого фотограф начал искать раритеты на блошиных рынках в разных городах (Тбилиси, Харькове, Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и других). Так он добавил в свою коллекцию еще несколько интересных коллажей.

После этого фотограф начал искать раритеты на блошиных рынках в разных городах (Тбилиси, Харькове, Одессе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и других). Так он добавил в свою коллекцию еще несколько интересных коллажей.

После того как Бондарь обнаружил архив советского фотографа Валерия Фоминского, с ним связался частный коллекционер, у которого имелось солидное собрание коллажей времен Второй мировой войны.

После того как Бондарь обнаружил архив советского фотографа Валерия Фоминского, с ним связался частный коллекционер, у которого имелось солидное собрание коллажей времен Второй мировой войны.

Он хотел продать свое собрание тому, кто покажет эти фотоколлажи миру, чтобы они не лежали без дела.

Он хотел продать свое собрание тому, кто покажет эти фотоколлажи миру, чтобы они не лежали без дела.

Бондарь приобрел самые интересные из этих коллажей — от 15 сантиметров и до метра в длину. Рассматривая старые работы, он убедился, как скрупулезно над ними работали и как легко изменить смысл и сюжет даже самой безобидной фотографии.

Бондарь приобрел самые интересные из этих коллажей — от 15 сантиметров и до метра в длину. Рассматривая старые работы, он убедился, как скрупулезно над ними работали и как легко изменить смысл и сюжет даже самой безобидной фотографии.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.