Забыл, в какой стране живет Этого художника обвиняли в богохульстве. Он смешал поп-культуру с искусством

13 фото

С 22 февраля в петербургском музее современного искусства «Эрарта» проходит выставка российского художника Александра Савко «Герои — Super». Работы Савко — это визуальные оксюмороны, на которых персонажи масскульта оказываются в декорациях классических полотен. Одна из таких картин художника уже заслужила квалификацию экстремистской в 2011 году — Савко до сих пор пытается отстоять право на нее в Европейском суде по правам человека. «Лента.ру» рассказывает, почему творчество Савко может вызвать у людей агрессию и что на самом деле кроется за комичным помещением Лунтика на картину Кузьмы Петрова-Водкина.

Савко работает с образами массовой культуры, совмещая их с традиционным искусством, фольклором и работами признанных во всем мире художников. Результат этой эклектики — сюрреалистические, абсурдные и комичные сценки, в которых Шрек становится русским богатырем, Гомер Симпсон превращается в Ленина в Смольном, а телепузик По — Венерой с картины Сандро Боттичелли.

«Богатырь»

Изображение: Александр Савко

Савко работает с образами массовой культуры, совмещая их с традиционным искусством, фольклором и работами признанных во всем мире художников. Результат этой эклектики — сюрреалистические, абсурдные и комичные сценки, в которых Шрек становится русским богатырем, Гомер Симпсон превращается в Ленина в Смольном, а телепузик По — Венерой с картины Сандро Боттичелли.

«Помещение персонажей массовой культуры в иную среду — эстетическую, временную, стилистическую — это осознанный художественный прием. Это эксперимент, это страшно интересно, когда ты каких-то героев помещаешь в совершенно нехарактерную для них ситуацию. Тебе самому неизвестно, как они будут себя вести, как они вживую будут сочетаться с другим интерьером, с другим контекстом, приемлемы ли они друг для друга», — рассказывал Савко в одном из интервью.

«Беспокойная муза»

Изображение: Александр Савко

«Помещение персонажей массовой культуры в иную среду — эстетическую, временную, стилистическую — это осознанный художественный прием. Это эксперимент, это страшно интересно, когда ты каких-то героев помещаешь в совершенно нехарактерную для них ситуацию. Тебе самому неизвестно, как они будут себя вести, как они вживую будут сочетаться с другим интерьером, с другим контекстом, приемлемы ли они друг для друга», — рассказывал Савко в одном из интервью.

В Древней Греции рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении, называлась палимпсестом — так можно обозначить и работы Савко. Особенность его жанрового приема — в иронии, которую он называет своим главным средством.

«Похищение»

Изображение: Александр Савко

В Древней Греции рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении, называлась палимпсестом — так можно обозначить и работы Савко. Особенность его жанрового приема — в иронии, которую он называет своим главным средством.

«Я считаю, что самым главным оружием художника является его ирония. И хорошо, когда она облачена в такие хорошие одежды, когда это привлекает к себе внимание, не выглядит как просто злопыхательство уличное», — объяснял Савко.

Из серии «Супрематическая трагедия»

Изображение: Александр Савко

«Я считаю, что самым главным оружием художника является его ирония. И хорошо, когда она облачена в такие хорошие одежды, когда это привлекает к себе внимание, не выглядит как просто злопыхательство уличное», — объяснял Савко.

Внедрение идолов поп-культуры в классические произведения — лишь часть творчества Савко, возможно, наиболее популярная из-за узнаваемости героев. Помимо этого художник работает со сценами современной России, Советского Союза и древней Руси, но на каждом полотне присутствует некий чужеродный элемент, который вызывает когнитивный диссонанс не только у зрителя, но порой даже у героев картины.

Из серии «Супрематическая трагедия»

Изображение: Александр Савко

Внедрение идолов поп-культуры в классические произведения — лишь часть творчества Савко, возможно, наиболее популярная из-за узнаваемости героев. Помимо этого художник работает со сценами современной России, Советского Союза и древней Руси, но на каждом полотне присутствует некий чужеродный элемент, который вызывает когнитивный диссонанс не только у зрителя, но порой даже у героев картины.

В этих работах Савко демонстрирует влияние массовой культуры на историю России — это давление не просто заставляет общество переосмыслить свое прошлое, оно без спроса меняет память о нем, что, по идее, должно было бы организовать вокруг художника группу единомышленников-традиционалистов, на каждом углу кричащих об агрессивном наступлении западной массовой культуры на Россию. По иронии, сторонники этой идеологии располагают Савко по другую сторону баррикад.

«Русская Венера»

Изображение: Александр Савко

В этих работах Савко демонстрирует влияние массовой культуры на историю России — это давление не просто заставляет общество переосмыслить свое прошлое, оно без спроса меняет память о нем, что, по идее, должно было бы организовать вокруг художника группу единомышленников-традиционалистов, на каждом углу кричащих об агрессивном наступлении западной массовой культуры на Россию. По иронии, сторонники этой идеологии располагают Савко по другую сторону баррикад.

В творчестве Савко часто встречаются персонажи мультсериала «Симпсоны» — им посвящено несколько серий работ художника, на которых члены культовой американской семьи заменяют героев полотен эпохи Возрождения, русского дореволюционного неоклассицизма, советского реализма и западного экспрессионизма.

Из серии «Бэкон в гостях у Симпсонов»

Изображение: Александр Савко

В творчестве Савко часто встречаются персонажи мультсериала «Симпсоны» — им посвящено несколько серий работ художника, на которых члены культовой американской семьи заменяют героев полотен эпохи Возрождения, русского дореволюционного неоклассицизма, советского реализма и западного экспрессионизма.

Выбор этих героев легко объясним: анимационное телешоу, которое идет уже без малого 30 лет, стало неотъемлемой частью массовой культуры не только за рубежом, но и в России. Доминирование «Симпсонов» в общественном сознании настолько мощное, что сторонний человек может сразу же понять, что перед ним голая Мардж Симпсон, не зная при этом, что за основу Савко взял портрет Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова или полотно Фрэнсиса Бэкона.

Из серии «Бэкон в гостях у Симпсонов»

Изображение: Александр Савко

Выбор этих героев легко объясним: анимационное телешоу, которое идет уже без малого 30 лет, стало неотъемлемой частью массовой культуры не только за рубежом, но и в России. Доминирование «Симпсонов» в общественном сознании настолько мощное, что сторонний человек может сразу же понять, что перед ним голая Мардж Симпсон, не зная при этом, что за основу Савко взял портрет Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова или полотно Фрэнсиса Бэкона.

Савко признает вероятной подобную ситуацию — по его словам, «именно это дает возможность зрителю увидеть, что кроется за этими благостными картинками, что эта жевательная резника, которую они жуют каждый день, на самом деле очень вредна и опасна».

«Рождение Венеры»

Изображение: Александр Савко

Савко признает вероятной подобную ситуацию — по его словам, «именно это дает возможность зрителю увидеть, что кроется за этими благостными картинками, что эта жевательная резника, которую они жуют каждый день, на самом деле очень вредна и опасна».

Александр Савко родился в Молдавской ССР в 1957 году. Во второй половине 1970-х он учился на отделении сценографии в Одесском театрально–художественном училище, а в 1990-х писал картины в московской арт-галерее «Бауманская, 13» рядом с художниками Авдеем Тер-Оганьяном, Владимиром Анзельмом, Валерием Кошляковым.

Из серии «Красная мистерия»

Изображение: Александр Савко

Александр Савко родился в Молдавской ССР в 1957 году. Во второй половине 1970-х он учился на отделении сценографии в Одесском театрально–художественном училище, а в 1990-х писал картины в московской арт-галерее «Бауманская, 13» рядом с художниками Авдеем Тер-Оганьяном, Владимиром Анзельмом, Валерием Кошляковым.

Персональные выставки Савко проводились в Австрии, Германии и Молдове, его работы выставлялись в Великобритании, Франции, Норвегии, Финляндии, Черногории и Украине.

Из серии «Русская Венера»

Изображение: Александр Савко

Персональные выставки Савко проводились в Австрии, Германии и Молдове, его работы выставлялись в Великобритании, Франции, Норвегии, Финляндии, Черногории и Украине.

Переосмысление признанной классики может считаться провокационным и нередко вызывает конфликты — это произошло и с творчеством Савко. Одна из работ автора — «Нагорная проповедь» — в 2011 году была признана экстремистской. На полотне, написанном в 1994-м, Савко изобразил Микки-Мауса в роли Иисуса Христа, взяв за основу библейскую гравюру XIX века Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда со сценой Нагорной проповеди. Картину посчитали «предельно циничным оскорблением, высмеиванием религиозных убеждений и чувств православных христиан». Художник пытается отстоять право на творчество — его дело рассматривается в Европейском суде по правам человека.

Из серии «Супрематическая трагедия»

Изображение: Александр Савко

Переосмысление признанной классики может считаться провокационным и нередко вызывает конфликты — это произошло и с творчеством Савко. Одна из работ автора — «Нагорная проповедь» — в 2011 году была признана экстремистской. На полотне, написанном в 1994-м, Савко изобразил Микки-Мауса в роли Иисуса Христа, взяв за основу библейскую гравюру XIX века Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда со сценой Нагорной проповеди. Картину посчитали «предельно циничным оскорблением, высмеиванием религиозных убеждений и чувств православных христиан». Художник пытается отстоять право на творчество — его дело рассматривается в Европейском суде по правам человека.

Объясняя суть «Нагорной проповеди», Савко указывал на контекст ее создания: «Эту картину я написал в 1994 году. Вы помните, что это были за времена? Тогда бывшие поварихи собирали стадионы, основывая какие-то секты. Люди находились в поиске неких новых духовных идеалов, и любой при желании мог выдать себя за псевдобожество, создать свою религию. Мой Микки-Маус — олицетворение этого псевдобожества, он готов принять новую паству».

«Тревога»

Изображение: Александр Савко

Объясняя суть «Нагорной проповеди», Савко указывал на контекст ее создания: «Эту картину я написал в 1994 году. Вы помните, что это были за времена? Тогда бывшие поварихи собирали стадионы, основывая какие-то секты. Люди находились в поиске неких новых духовных идеалов, и любой при желании мог выдать себя за псевдобожество, создать свою религию. Мой Микки-Маус — олицетворение этого псевдобожества, он готов принять новую паству».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше